(391) 277-74-54  (телефон / факс)

Применение психологических знаний в работе адвоката

Применение психологических знаний в работе адвоката

 

Автор: Вахрушев Станислав Александрович, студент 2 курса отделения магистратуры Юридического института Сибирского федерального университета по направлению «Адвокат в судебном процессе»

 

 «Не воображайте, что ваш случай необычайно трудный. Даже те, кто со временем становился самым красноречивым представителем своего поколения, в начале своей карьеры страдали таким безотчетным страхом и застенчивостью».

Дейл Карнеги

Заявленная тема обширна и разнообразна.  В целях оптимизации анализа, на мой взгляд, необходимо выделить основные проблемы, которые заинтересовали не только лично меня, но и являются объективно актуальными в настоящий момент.

Как справедливо отмечает Л.А. Скобелина, «дело не в кроссвордном «многознании» и не в стремлении трудиться 24 часа в сутки вне зависимости от смысла занятий, а в том, чтобы обладать глубокими нужными знаниями, позволяющими заниматься интересной работой, приносящей максимальное материальное и моральное удовлетворение при минимально возможных для этого затратах времени».[1]

«Нужные знания», включают в себя важный элемент – психологические знания. В связи с этим выделим основные аспекты для изучения:

1.               Влияние психологических знаний на деятельность адвоката;

2.               Коммуникация и применение психологических знаний;

3.               Структуры психологических связей разных типов: адвокат-адвокат; адвокат-доверитель; адвокат - иные субъекты процесса (суд, следователь и т.д.);

4.               Индивидуальный стиль деятельности адвоката.

Исследование проблем затронуло две на первый взгляд разные области жизни человека: юридическая сфера и сфера психологии. На самом деле профессиональный защитник должен, просто обязан обладать психологическими навыками коммуникации. Особую актуальность данное умозаключение приобретает в уголовном процессе. Именно уголовный процесс представляет собой яркий пример коммуникации, связанной, в первую очередь, с вербальным общением. Арбитражный процесс, напротив, носит в большей степени письменный характер, а значит, коммуникативные навыки не столь очевидны.

Итак, работа адвоката напрямую связана с коммуникацией. Следовательно, оказание квалифицированной юридической помощи предметно, целесообразно, организуется по определенным правилам.

Выбор темы и работа над ее исследованием началась для меня с фразы Генри Форда: «Человек имеет два мотива поведения — один настоящий и второй, который красиво звучит».

Какой мотив движет адвокатом, желающим оказать квалифицированную юридическую помощь? Мотив долга, желание помочь? Либо необходимость формального соблюдения этических, правовых правил и норм? Ответ однозначный. Профессиональный адвокат должен действовать в интересах своего доверителя, защищая его права и свободы всеми законными способами.

В указанной деятельности адвокату необходимо использовать основы психологии.

У человека, имеющего правовые проблемы, требующие обращения к адвокату, как правило, есть и психологические проблемы.[2]  Люди, не обладающие юридическими знаниями порой затрудняются даже пояснить ее суть. Именно поэтому так важна грамотная работа адвоката при анализе дела, во время интервьюирования клиента. Необходимо выслушать рассказ доверителя в свободной форме, а затем задать интересующие вопросы. При этом нельзя сбивать клиента. Кроме этого, адвокат должен понять, что именно хочет получить человек в итоге проделанной работы. Интересы клиента-ориентир для защитника.

Таким образом, отношения между адвокатом и доверителем отражают следующие стороны коммуникации: информационная сторона (интервьюирование клиента, вербальный и невербальный обмен информацией, передача документов и материалов дела), интерактивная сторона также прослеживается, например, при уточнении адвокатом некоторых обстоятельств дела, перцептивная сторона. На последней составляющей остановимся подробнее. В процессе деятельности адвоката важны чувства, эмоции его самого, доверителя, суда, прокурора, органов следствия и т.д.

Л.А. Скабелинарассматривает разные типы нервной системы адвокатов (преобладание торможения над возбуждением и наоборот). Автор делает важный вывод о том, что все сложности  «могут быть компенсированы выработанным в процессе профессиональной деятельности индивидуальным стилем деятельности».[3]

Адвокаты сталкиваются с определенными проблемами и во взаимодействиями с судьями, следователями, прокурорами. В настоящее время совершается большое количество судебных и следственных ошибок, что влечет постановление необоснованного и несправедливого приговора. Одной из причин совершения подобных ошибок в юридической литературе называется так называемый «обвинительный уклон».[4]Казалось бы, поднятая тема носит сугубо юридический характер, но это не так. В литературе по психологии этот вопрос также обсуждается.

Равноправие сторон в судебном процессе продолжает оставаться декларативным, на практике обвинительная сторона имеет определенные преимущества. Часто адвокату приходится сталкиваться с активным противодействием, вести неуклонную борьбу за соблюдение буквы закона. Как следствие — большое количество стрессовых ситуаций, конфликтов. При этом результат труда адвоката не всегда очевиден. Защита может быть организована и выполнена хорошо, однако дело — проиграно.[5] В данной ситуации важно не только аргументированно отстаивать свою позицию с правовой стороны, но и пользоваться психологическими знаниями.

Важность системы принципов для успеха в любом деле уловил, в частности, Дейл Карнеги. Общеизвестные или скрытые, но тонко подмеченные им принципы общения, сведены в стройную систему, производят поразительное впечатления и дают опору в отношениях с людьми, позволяют влиять на них в быту и в бизнесе. Карнеги собрал вполне невинные, но меткие советы такого, например, типа:

·                 Обращаясь с просьбой, не поясняйте, как это нужно вам. Вместо этого покажите, чем это может быть полезно и вашему собеседнику;

·                 Самый сладостный звук для человека - звук его имени. Поэтому, обращаясь к собеседнику, называйте его как можно чаще по имени, он будет слушать вас охотно.[6]

Таким образом, перечисленные выше советы - малая часть из всех тех принципов, которыми должен руководствоваться адвокат в своей деятельности. Однако, эти советы носят, пожалуй, общий характер: они будут полезны абсолютно для всех людей.

На конкретном примере разберем действие определенных принципов коммуникации с точки зрения профессиональной работы адвоката.

П. Баренбоймотмечает, что психологическое давление на допросе обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, даже порой потерпевшего является причиной значительно большего числа следственных и судебных ошибок, чем это принято считать. [7]

Действительно, психологическое насилие может быть хуже и болезненней физических пыток.

Настоящий адвокат всегда и во всех случаях должен защищать права, свободы и законные интересы доверителей. Тем боле в случаях, когда психологическое насилие происходит со стороны субъектов, наделенных властью.

Итак, в отношениях адвокат-адвокат при возникновении сложных ситуаций, конфликтов, в случаях, когда субъекты сами не смоги найти выход (из-за нехватки психологических знаний либо по другим причинам), они могут обратиться в Совет адвокатской палаты субъекты с просьбой разрешить сложную этическую ситуацию.

В отношениях адвокат-доверитель все зависит от опыта адвоката, а также от желания восполнять пробелы в психологических знаниях, самосовершенствования адвоката.

 Наконец, взаимоотношения адвокат - субъекты процесса представляются наиболее сложными их всех. Безусловно, необходимо использовать все знания о психологических особенностях, которые сопровождают юридический процесс. Выстраивать коммуникацию нужно с учетом уважительного отношения  противоположной стороне. В случае возникновения угрозы нарушения прав доверителя, необходимо четко, спокойно и аргументированно изложить свою позицию с указанием на ошибки следователя или суда.

Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что повышение уровня психологической компетенции адвоката является важной составной частью повышения уровня профессионального мастерства в целом. В связи с этим в программы курсов повышения квалификации адвокатов необходимо включать лекции и тренинги, направленные на развитие навыков и получения знаний в части психологических аспектов деятельности адвоката. Ведь именно адвоката, зачастую,«выполняет роль психолога для своего подзащитного».

 

 

Список источников:

1.     Ария С.Л. Жизнь адвоката. Издание 3 –е, дополненное и исправленное. – М.:  Американская ассоциация юристов, 2010 – 490 стр. (Из серии: выдающиеся юристы).

2.     Баренбойм П. Как избежать пытки.  Применение психологических знаний для защиты граждан.

3.     Назаров А. Д. Следственные ошибки в досудебных стадиях уголовного процесса: Учебное пособие / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2000. С.12.

4.     Скабелина Л. А. Психологические аспекты адвокатской деятельности: монография. – М.: Федеральная палата адвокатов, 2012. — 229 с. c5

 



[1]Скабелина Л. А. Психологические аспекты адвокатской деятельности: монография. – М.: Федеральная па-

лата адвокатов, 2012. — 229 с. c5

[2]Там же С.8

[3]Там же С.15

[5]Скабелина Л. А. Психологические аспекты адвокатской деятельности: монография. – М.: Федеральная па-

лата адвокатов, 2012. — 229 с. c5

[6]Цит. по: С.Л. Ария Жизнь адвоката. Издание 3 –е, дополненное и исправленное. – М.:  Американская ассоциация юристов, 2010 – 490 стр. (Из серии: выдающиеся юристы).

[7]Баренбойм П. Как избежать пытки.  Применение психологических знаний для защиты граждан.


Образована специализированная коллегия Арбитражного центра при PCПП по cnopaм в сфере адвокатской деятельности

Рекомендуемая форма арбитражной оговорки для включения в соглашение об оказании юридической помощи, заключенное между адвокатом и его …

Презумпция невиновности в гражданcком процессе

Трубецкой Н.А. Адвокат, член квалификационной комиссии, руководитель Аналитического центра, тренер Школы адвокатов Адвокатской палаты Ставропольского …

Обоснованность ходатайства о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела в публичном уголовном процессе

Белецкая Л.С. Учащаяся магистратуры I курса Юридического института СФУ по программе «Адвокат в судебном …

наверх страницы