Президент
Адвокатской палаты
Красноярского края, заведующий
кафедрой адвокатской практики, к.ю.н.
С.Н.Мальтов
Любое профессиональное сообщество заинтересовано в том, чтобы его члены отличались верностью своему профессиональному долгу и высочайшим профессиональным мастерством. Адвокатское сообщество в этом отношении не является исключением.
Верность долгу у нас выражается в служении правосудию, справедливости вне зависимости от того, чьи интересы приходится защищать. Мастерство – в широчайшем спектре знаний, умений и навыков.
Не секрет, что юридические вузы дают своим выпускникам, главным образом, правовые знания. Само по себе это очень важно, но явно не достаточно для овладения профессией. Адвокат должен уметь интервьюировать и консультировать клиентов, находить с ними взаимопонимание и контакт. У него должны быть навыки устной и письменной юридической речи, навыки ведения переговоров и многое, многое другое.
У кого можно получить эти навыки и умения? Кто должен взять на себя роль мастера, где и как должна произойти его встреча с учеником и каким должен быть этот ученик?
Ответы вроде бы ясны. Конечно же, у мастера на практике, в адвокатских образованиях, куда обращаются выпускники учебных заведений. Там они могут стать стажерами адвокатов и под руководством опытных наставников приобрести необходимые навыки и умения.
Но все ли адвокаты способны реально исполнить роль мудрых учителей и все ли выпускники действительно способны с их помощью овладеть профессией? Здесь ответы менее очевидны.
Формально, с точки зрения ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ», любой адвокат может стать таким наставником. Было бы желание, а желающие найдутся. Плохо сработал мастер-наставник или плохо обучался ученик - покажет квалификационный экзамен. Вроде бы все предусмотрено.
Однако, к сожалению, квалификационный экзамен, призванный определять готовность к профессиональной деятельности прошедшего стажировку претендента на адвокатский статус, подтверждает лишь уровень его юридических знаний. Иначе говоря, это испытание является всего лишь вариантом, своего рода повторением тех выпускных квалификационных экзаменов, которые испытуемый уже сдавал. Причем это повторение дает далеко не всегда лучшие результаты. Получается, что предусмотренная законом система отбора адвокатов не срабатывает. Где выход из сложившейся ситуации?
По всей видимости, нужно менять систему отбора адвокатских кадров. Требуется выработать новые критерии оценивания для квалификационного экзамена, искать учеников еще до того как они станут стажерами, создавать условия для прохождения ими эффективной стажировки в адвокатских образованиях, осуществлять методическое руководство и контроль за стажировками. Но легко сказать и не просто сделать.
Вот почему, когда в 2006 году юридический факультет СФУ выступил с инициативой создания кафедр юридических практик, адвокатское сообщество заинтересованно откликнулось на это предложение. Так была открыта на базе Адвокатской палаты Красноярского края первая в стране кафедра адвокатской практики.
Кафедра приступила к работе в сентябре 2006 года. В ее состав вошли наиболее опытные адвокаты и преподаватели юридического факультета, занимающиеся адвокатской практикой. Именно они призваны решить те проблемы, которые были обозначены выше, и уже сделали определенные шаги в данном направлении.
Первая шаг (учебная задача, возложенная на кафедру) – организация и руководство прохождением производственной практики студентами- юристами в адвокатских образованиях края.
Полученные результаты обнадеживают. Защита отчетов о прохождении производственной практики перед комиссией адвокатов-членов кафедры оказалась явно эффективней защиты перед не обладающим профессиональным адвокатским опытом преподавателем. По меньшей мере, на защите удалось определить, что же реально происходило во время производственной практики, чем и как занимался студент, действительно ли им руководили, действительно ли его обучали, и что он получил в итоге обучения.
Разумеется, далеко не все так идеально. Это лишь маленький шаг в избранном направлении. Но, во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что подобная защита в принципе позволяет определить наиболее способных учеников. Более того, по мере накопления опыта и его обобщения можно будет формализовать критерии не только оценивания результатов производственной практики, но и результатов стажировок будущих адвокатов. Быть может, на этой основе появятся и новые квалификационные требования для претендентов на статус адвокатов.
Второй шаг (учебная задача, стоящая перед кафедрой в этом учебном году) – разработка и апробация спецкурсов для студентов. Идея состоит в том, чтобы адвокаты получили возможность непосредственной передачи своих практических знаний и опыта студентам в рамках существующих на юридическом факультете специализаций.
В порядке эксперимента было решено реализовать эту идею через уже разработанные на факультете спецкурсы: «Адвокат в гражданском процессе» (кафедра гражданского процесса» и «Оценка доказательств по уголовным делам» (кафедра уголовного процесса СФУ). В методическом плане спецкурсы оказались наиболее удобными для адвокатов, так как основаны на решении казусов. Это значит, что адвокат может непосредственно опираться на свой опыт, демонстрировать и передавать его в ходе решения казусов из своей практики. То есть делать то, что не может делать обычный преподаватель.Практическая ценность таких занятий для студентов очевидна. Точно также как и очевидно, что это еще одно место встречи (наряду с местом прохождения производственной практики) будущего ученика с мастером. Адвокат-преподаватель получает возможность присмотреться к студентам и выделить наиболее способных среди них.
В настоящее время 30-ти часовой курс «Оценка доказательств по уголовным делам» уже завершен. В январе – зачет. Но уже можно сказать, что подобные спецкурсы имеют будущее и должны проводиться более широко.
В заключение следует отметить, что кафедра адвокатской практики постепенно превращается в научно-методический центр, позволяющий адвокатскому сообществу Красноярского края в тесном сотрудничестве с юридическим факультетом СФУ решать задачу подготовки современных специалистов-адвокатов, обладающих профессиональными компетенциями, требующимися для занятия адвокатской деятельностью.