16 апреля Федеральный союз адвокатов России при поддержке АП Московской области провели онлайн-конференцию «Адвокатура в период самоизоляции»
Более 45 адвокатов из нескольких десятков субъектов РФ приняли участие в обсуждении вопросов о возможности адвокатов оказывать квалифицированную юридическую помощь в условиях повышенной готовности к пандемии. Более 20 участников конференции получили слово. В основном выступающие затрагивали три группы вопросов, касающихся соблюдения прав адвокатов в сложившихся условиях, оплаты труда за участие в делах назначению и финансовых льгот, а также возможности организовать дистанционную работу при отсутствии физических контактов с доверителями.
Открыл конференцию вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент ФСАР и Адвокатской палаты Московской области (АПМО) Михаил Толчеев. Он поделился своими ощущениями от последних недель в ситуации повышенной готовности к борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
«Мы уже пришли к осознанию того, что наступила некоторая стабильность. Мы привыкли к этому, настроили регламенты работы, живем в этом мире, и он уже не является таким стрессовым для нас; трудимся, общаемся, ищем новые формы работы», – отметил вице-президент ФПА РФ и подчеркнул, что «мы с вами можем быть гораздо ближе с помощью таких технологий».
В своем выступлении Михаил Толчеев сказал, что АПМО и ФПА РФ быстро сориентировались и перестроились на принципы удаленной работы. Благодаря этому сегодня их деятельность выполняется в полном объеме, который возложен законом, за исключением личного присутствия. Количество работы практически у всех прибавилось, особенно у Федеральной палаты адвокатов.
«У нашей с вами свободы есть обратная сторона – мы живем на собственном обеспечении, и в такие моменты о нас с вами никто особенно не помнит. Поэтому и Федеральная палата адвокатов, и региональные палаты начали работу по напоминанию государственным органам о себе в двух аспектах: не забудьте, пожалуйста, адвокатов во всех ваших нормативных актах, поскольку, если вы забудете, то работа судебной и правоохранительной систем остановится, так как без участия адвокатов правосудие невозможно; второй аспект – практика, которую надо поддерживать».
По мнению Михаила Толчеева, адвокаты «получили не менее сильный финансовый удар», чем малый и средний бизнес: «Для большинства из вас, молодых адвокатов, это не самое страшное, потому что вы умеете приспосабливаться, но адвокатура – это не только молодые адвокаты, но и наши старшие товарищи. Около 15% адвокатов – свыше 65 лет, а в регионах, особенно сельских местностях, их значительно больше, чем 15%. Им, конечно, труднее приспособиться. Возможен отток из профессии тех, кто понесет серьезный финансовый урон. Нужна поддержка, для того чтобы адвокатура могла работать и в настоящее время, и в последующем», – сказал он, подчеркнув, что Федеральная палата занимается решением этого и других важных вопросов, защитой прав отдельных адвокатов.
Напомнив о прошедшем Петербургском международном юридическом форуме в режиме онлайн, Михаил Толчеев обратил внимание коллег на ситуацию в адвокатурах других стран, связанную с необходимостью создавать свое электронное пространство, личный кабинет для коммуникации практически со всеми электронными системами органов власти. Этим, по его словам, сейчас занимается рабочая группа по созданию Комплексной информационной системы адвокатуры России, которая в связи со сложившейся в стране ситуацией ограничена жесткими временными рамками.
Количество дел по назначению не снизилось
Модератор конференции – председатель Союза молодых адвокатов России, первый вице-президент ФСАР, член Совета АПМО Александра Цветкова – предоставила слово всем желающим.
Адвокат АП Московской области Сергей Смирнов и адвокат АП Свердловской области Вячеслав Астафьев рассказали об обращениях адвокатов к губернаторам для защиты своих прав и интересов доверителей, к арендодателям – с просьбой снизить арендную плату адвокатским образованиям, а также о возможности сотрудничества с судами, которые, как и адвокаты, входят в систему правосудия. «Может ли она считаться нормально действующей системой, если она так легко отключается»: суды закрываются сами, а адвокатам не дают работать с доверителями, задались вопросом выступающие.
Принявший участие в работе конференции президент АП Псковской области Алексей Герасимов отметил тенденцию к ужесточению ограничений по передвижению граждан сначала между муниципальными образованиями, а затем для них был введен запрет выходить на улицу, кроме исключительных случаев. Однако на членов АП Псковской области данное ограничение не распространяется, так как «достигнута договоренность с руководством областного УВД, по которой адвокат по предъявлению удостоверения может свободно передвигаться и осуществлять свою профессиональную деятельность».
Алексей Герасимов также сообщил, что адвокаты всех адвокатских образований осуществляют свою деятельность. «Количество дел по назначению не уменьшилось. Работает колл-центр и производится распределение дел в обычном режиме. Мы понимаем, что с одной стороны, обязаны обеспечивать квалифицированную юридическую помощь, с другой – думать о себе». По решению Совета АП, палата не будет заставлять участвовать в делах адвокатов, которые находятся в самоизоляции и не могут участвовать по тем или иным причинам (возраст, семейные обстоятельства). Но возникла другая проблема – суды фактически не работают, кроме рассмотрения неотложных дел, поэтому работы стало существенно меньше и необходимо искать новые возможности для того, чтобы адвокаты могли работать дистанционно и в то же время повышать свою квалификацию.
Он предположил, что по окончании паузы суды будут активно рассматривать дела, особенно уголовные, тем более если подзащитный находится под стражей, и выразил надежду, что совместными усилиями адвокаты найдут пути решения проблем, которые возникают сейчас.
Другие участники конференции отмечали, что определенные преступления находятся на пике своей активности, поэтому некоторая работа у адвокатов есть. Если уличная преступность уменьшилась, так как на улицах довольно мало людей, то заметно увеличилась бытовая (семейное насилие) и дистанционная (мошенники продолжают активно вымогать деньги у граждан).
В правительстве рассматривают варианты поддержки адвокатуры
Председатель Совета молодых адвокатов АП Свердловской области Вячеслав Астафьев рассказал о мерах принятых президентом АП Свердловской области, который направил обращение губернатору региона с просьбой рассмотреть вопрос о выплате адвокатским образованиям компенсации по коммунальным платежам, возникшим при использовании офисов, введении моратория по обязательным платежам на пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также о предоставлении адвокатам отсрочки по уплате НДФЛ. На что Михаил Толчеев ответил, что ФПА РФ также обратилась в Правительство, причем при поддержке Минюста, где сейчас рассматривают варианты поддержки адвокатуры.
Каждый из получивших слово вкратце описывал общую ситуацию в регионе, рассказывал о работе адвокатского сообщества в это непростое время, о возможности свободного передвижения для выполнения профессиональных обязанностей и о работе судебных и правоохранительных органов.
Отмечалось, что за последнюю неделю практически везде сформировался порядок, согласно которому адвокаты могут свободно передвигаться по региону, демонстрируя при проверке свое удостоверение. Где-то это закреплено нормативно-правовыми актами региональных властей, в других местах обходятся без них. Однако приезжающие в некоторые регионы обязаны уйти на 14 дней на самоизоляцию. Это касается и адвокатов, если они временно выезжали для участия в неотложных следственных действиях к доверителю в другом субъекте РФ.
В то же время юристов, не имеющих адвокатского статуса, обязали находиться на самоизоляции, их услуги не включены в список повседневно необходимых. Некоторые из них уже жалуются, что в сложившихся условиях де-факто возникла «адвокатская монополия», требуя равных с адвокатами прав на передвижение, поскольку их клиенты, в первую очередь юридические лица, также нуждаются в срочной помощи.
«Адвокатская монополия пришла, откуда ее не ждали», – так прокомментировала сложившуюся ситуацию адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян.
В некоторых регионах труд адвокатов по назначению в «нерабочие дни» оплачивается по ставкам выходных и праздничных дней. Но где-то платить по повышенной ставке не желают следственные органы, а где-то – суды. Ситуация, правда, постоянно меняется. Так, прямо во время конференции пришло сообщение, что суды Республики Крым начали осуществлять выплату по ставкам выходного дня.
Критерии, которыми руководствуются судьи, непонятны
Как отмечали многие участники конференции, правоохранительные органы практически везде продолжают работать, но есть ограничения по пропуску граждан в здания следственных органов. В СИЗО адвокатов, как правило, допускают, но при условии, что они имеют перчатки, маски, бахилы. А цена на маски кое-где зашкаливает. В то же время в Иркутской области с 13 апреля «полностью прекращен доступ адвокатов к клиентам в СИЗО». Есть также жалобы на адвокатов, что те злоупотребляют данной ситуацией и не хотят принимать участия в следственных мероприятиях, ссылаясь на боязнь заразиться.
Хуже обстоит дело в отношении судебных органов, которые в большинстве своем прекратили работу, откладывают все заседания по гражданским и арбитражным делам, делая исключение для уголовных дел, да и то далеко не всех. Рассматриваются лишь ходатайства о применении заключения под стражу и о продлении меры пресечения. Однако несколько участников конференции сообщили, что у них в регионах суды продолжают рассматривать гражданские дела, причем совершенно непонятны критерии, которыми руководствуются судьи, выбирая дела.
Нарине Айрапетян рассказала, что в судах Ставропольского края рассматриваются не только не терпящие отлагательств уголовные, но и гражданские дела. Например, 15 апреля было вынесено решение по ущербу от ДТП. «Я поняла, что судьи спокойно относятся к проблемам пандемии, сидят без масок, секретари – тоже без масок, словно они еще не столкнулись с этой проблемой. А проблема существует с учетом того, что у нас уже 115 заболевших, темпы роста числа зараженных большие, губернатор даже прогнозирует увеличение темпов роста в 10-кратном размере», – заметила Нарине Айрапетян.
В иных местах, напротив, суды пытаются назначать «громкие» уголовные дела, чтобы провести их «тихо», без участия не только публики, но и адвокатов по соглашению.
«В каждой избушке свои погремушки», – так в шутку прокомментировал эту ситуацию член Квалификационной комиссии АП Ростовской области Григорий Афицкий. Некоторые его коллеги также сетовали, что «адвокатуру не воспринимают как полноценный элемент системы правосудия», и даже предлагали создать совместные с судом и прокуратурой дисциплинарные органы, которые могли бы реагировать на нарушение прав всех участников судебного процесса.
Наконец, на конференции довольно много внимания было уделено теме взаимопомощи в адвокатской корпорации. В большинстве регионов приняты меры для оказания помощи адвокатам старше 65 лет, которые не осуществляют свою деятельность в сложившейся ситуации. Их освобождают от уплаты взносов, обеспечивают продуктами и предметами первой необходимости. И, что особенно важно, никто из участников конференции не сказал об известных ему случаях обнаружения коронавирусной инфекции у коллег.
Без цифровизации у адвокатуры не будет будущего
Вице-президент АП Ростовской области Владимир Писарев высказал мнение, что нынешняя ситуация заставляет задуматься, какой быть адвокатуре. «Очевидно, что без цифровизации у нас не будет будущего», – предупредил он. Коснувшись вопроса обеспечения процессуальных прав адвокатов, он заявил: «Хочется кому-то или нет, но с адвокатурой приходится считаться, без участия адвокатов система правосудия не может работать».
Владимир Писарев предложил создать банк образцов постановлений об оплате труда адвокатов по назначению по повышенным ставкам.
С этим предложением согласился Михаил Толчеев, подводя краткие итоги дискуссии. Причем в банке прецедентов необходимо собрать не только положительные, но и отказные решения, чтобы понимать приведенные в них обоснования при выработке коллективных требований к властям. В том числе для пресечения процессуальных нарушений, которые имеют место в связи с системными сбоями в период повышенной опасности. В то же время он предупредил о несвоевременности каких-либо акций со стороны адвокатуры, так как это может обернуться изменениями законодательства не в ее пользу.