Федеральная палата адвокатов РФ распространила заявление в связи с публикацией, размещенной на сайте Счетной палаты РФ
В связи с опубликованной 25 февраля 2020 г. на сайте Счетной палаты РФ информацией по поводу качества и оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами по назначению, Федеральная палата адвокатов РФ выступила с заявлением. ФПА РФ отмечает небрежность, проявленную сотрудниками Счетной палаты РФ при использовании в публикации специальных понятий, терминов и фактов, а также указывает, что, выражая несогласие с отдельными позициями отчета, который на сайте Счетной палаты РФ предваряется данной публикацией, в рабочем порядке уже направила в Счетную палату РФ аргументированную точку зрения по некоторым из затронутых вопросов. Также ФПА РФ сообщает, что готовит развернутое обращение, которое будет направлено в Счетную палату РФ.
25 февраля на сайте Счетной палаты РФ появилась публикация «Счетная палата усомнилась в качестве юридической помощи “государственных” адвокатов» (далее – Публикация), где поставлено под сомнение качество квалифицированной юридической помощи, которую оказывают адвокаты, участвующие в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также указано на якобы недостаточную прозрачность расходов бюджета на оплату их труда. Она была положена в основу многочисленных материалов, в тот же день с раннего утра распространенных различными средствами массовой информации.
Публикация основана на прозвучавшем на заседании Коллегии Счетной палаты РФ докладе аудитора Счетной палаты РФ Татьяны Блиновой, представившей отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на оплату труда адвокатов, участвующих в качестве защитника в уголовном процессе по назначению суда, в 2016–2018 годах и текущем периоде 2019 года» (далее – отчет).
Как следует из публикации, право на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, гарантированное Конституцией РФ, «на практике в полной мере не реализуется», «само понятие “квалифицированная юридическая помощь” законодательно не установлено», «единственным исполнителем права на ее получение определен адвокат», при этом качество деятельности адвокатов не оценивается. «Отсутствие такой оценки оказывает негативное влияние на качество услуг адвокатов по назначению и не может гарантировать ее надлежащий уровень», – цитируется выступление Татьяны Блиновой на заседании Коллегии.
Кроме того, в публикации, в частности, указывается, что «по итогам анализа Счетная палата отметила недостаточную прозрачность расходов бюджета на оплату труда “государственных” адвокатов. Так, в соответствии с утвержденным Правительством Положением о возмещении процессуальных издержек, денежные суммы, причитающиеся адвокату, участвовавшему в деле по назначению дознавателя, следователя или суда, должны перечисляться на расчетный счет адвокатского образования. Однако на практике это не всегда соблюдается: в заявлениях на возмещение процессуальных издержек адвокаты указывают реквизиты личного счета».
В связи с появлением этой публикации Федеральная палата адвокатов РФ выступила с заявлением.
«Сегодня мы столкнулись с небрежностью, проявленной сотрудниками Счетной палаты РФ при использовании в публикации специальных понятий, терминов и фактов, которые в дальнейшем были непроизвольно усугублены средствами массовой информации», – отмечается в документе.
Обосновывая свою точку зрения, ФПА РФ указывает:
– во-первых, понятие «государственный адвокат» с юридической точки зрения неприемлемо и не может использоваться ни в каком контексте, поскольку российская адвокатура – независимая профессиональная самоуправляемая корпорация, которая не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления;
– во-вторых, Счетная палата РФ не наделена полномочиями по оценке качества оказываемой адвокатами квалифицированной юридической помощи и не располагает необходимым для этого инструментарием. Качество юридической помощи адвокатов гарантируется профессиональными и этическими требованиями, а также дисциплинарной ответственностью, предусмотренными Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката;
– в-третьих, вопрос о якобы непрозрачном финансировании оплаты труда адвокатов, которые участвуют в уголовном судопроизводстве по назначению, связанный с перечислением средств на счета адвокатов как физических лиц, был разрешен еще в 2018 г., причем ни малейшего ущерба государственный бюджет не понес.
Кроме того, ФПА РФ сообщает, что, «выражая несогласие с отдельными позициями отчета, в рабочем порядке уже направила в Счетную палату РФ аргументированную точку зрения по некоторым из затронутых вопросов».
В заявлении также выражена уверенность, что «намерения Счетной палаты РФ более добросовестны, чем публикация, размещенная на ее официальном сайте и повлекшая за собой неоправданную скандализацию ситуации с оказанием правовой помощи российскими адвокатами гражданам РФ, в том числе в уголовных делах по назначению».
Сообщается, что в настоящее время Федеральная палата адвокатов РФ готовит развернутое обращение, которое будет направлено в Счетную палату РФ.