13 сентября Совет ФПА РФ утвердил Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам по вопросу использования адвокатом механизма краудфандинга.
Разъяснение Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (далее – Комиссия, КЭС) было подготовлено по запросу о соответствии Кодексу профессиональной этики адвоката (КПЭА) обращения адвоката, направленного им через СМИ и (или) интернет-ресурсы, в том числе социальные сети, к неопределенному кругу лиц с предложением вносить денежные средства на счет адвоката за доверителя в счет оплаты вознаграждения адвокату и компенсации расходов, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи.
Такой механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц (применительно к адвокатской деятельности) в целях оплаты труда адвоката и компенсации издержек по оказанию им юридической помощи называется краудфандингом (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование»).
Комиссия считает неприемлемым в деятельности адвоката самостоятельное обращение, направленное через СМИ и (или) посредством сети «Интернет», в том числе профильные интернет-ресурсы и социальные сети, к неопределенному кругу лиц с предложением о внесении денежных средств в счет оплаты труда адвоката и компенсации расходов, связанных с оказанием им юридической помощи. «Такая деятельность может негативно сказаться как на достоинстве отдельного лица, обладающего статусом адвоката, так и нанести ущерб авторитету адвокатуры в целом», – полагает КЭС.
Мотивируя свою позицию, Комиссия ссылается на положения п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, в силу которых адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем и представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу, а также на ст. 6.1 КПЭА, устанавливающую, что под доверителем понимается лицо, заключившее с адвокатом соглашение об оказании юридической помощи, либо лицо, которому адвокатом оказывается юридическая помощь на основании соглашения об оказании юридической помощи, заключенного третьим лицом.
Оплата труда адвоката по соглашению об оказании юридической помощи может быть произведена из средств, собранных с применением технологий краудфандинга лицом, которому оказывается юридическая помощь, или третьими лицами – специализированными фондами, общественными организациями и т.д., близкими лицами доверителя, которые могут сделать обращение о сборе пожертвований от своего имени или от имени доверителя, с последующим заключением указанными лицами с адвокатом соглашения об оказании юридической помощи в пользу третьего лица.
Однако при подобном способе оплаты юридической помощи адвокат обязан с особой тщательностью соблюдать положения п. 1 ст. 4 КПЭА, устанавливающего требование о необходимости сохранения чести и достоинства, присущих адвокатской профессии. Деятельность адвокатов, связанная с использованием денежных средств, полученных с помощью краудфандинга, не должна порочить честь и достоинство адвоката или наносить ущерб авторитету адвокатуры.
Комиссия также пояснила, что в сложной этической ситуации, связанной с использованием механизма краудфандинга, адвокат может обратиться с запросом в совет адвокатской палаты, членом которой он является, за разъяснениями о приемлемых этических действиях в его ситуации с учетом обстоятельств конкретного дела.