1 ноября на сайте Адвокатской палаты Республики Башкортостан размещено информационное письмо с разъяснением резонансного решения Совета АП РБ о лишении статуса адвоката Уфимской городской коллегии адвокатов Виталия Буркина. В документе говорится, что Виталий Буркин не только исказил суть взаимоотношений между адвокатами и судом, но и проявил демонстративное неуважение к Совету АП РБ как выборному органу адвокатского самоуправления.
Поводом для возбуждения в отношении Виталия Буркина дисциплинарного производства явилось представление вице-президента АП Республики Башкортостан Виктора Мальцева в связи с обращением, направленным в региональную Адвокатскую палату председателем Верховного Суда РБ Михаилом Тарасенко. В письме говорится, что адвокат большую часть своих публикаций в социальных сетях посвящает имеющим ярко выраженный негативный характер претензиям и критике судебной системы, допускает некорректные и оскорбительные высказывания в адрес руководства Верховного Суда РБ. Приводится конкретный пример: «Так, в статье “Как стать судьей?” были допущены публичные некорректные и оскорбительные высказывания в адрес руководства Верховного Суда Республики Башкортостан, которые выходят за общепринятые нормы поведения и являются нарушением норм профессиональной этики, а именно: “…Потому что первое правило этой системы звучит так – принимать только своих. А чтобы стать своим, надо обязательно быть замешанным ранее в каком-нибудь коррупционном деле, желательно, чтобы это было какое-то воровство, желательно даже мелкое. Чтобы под страхом разоблачения будущий судья не побоялся исполнять любые приказы. Кандидат должен быть беспринципным, в идеале даже подлым. Вот это и есть dress code для пропуска в “свет”».
Квалификационная комиссия АП РБ пришла к выводу, что Виталий Буркин нарушил подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката.
Материалы дисциплинарного производства рассматривались 26 октября на заседании Совета АП РБ, где Виталий Буркин вел себя крайне агрессивно и вызывающе, в резкой и провокационной форме отрицая факт нарушения им правил профессиональной этики. Он, как сказано в информационном письме, «не пожелал слушать членов Совета, которые пытались объяснить ему суть дисциплинарного проступка и ссылались при этом на принятые в адвокатуре правила и нормы. Более того, он отказался признать за членами Совета АП Республики Башкортостан право на обсуждение его дисциплинарного проступка. При этом В.А. Буркин утверждал, что, по его мнению, судейское сообщество, несмотря на закрепленные в Конституции РФ положения о роли суда как независимого арбитра, является, по сути, противником адвокатуры».
Изучив материалы дисциплинарного производства, Совет АП РБ согласился с выводом Квалификационной комиссии. При этом члены Совета не ставили под сомнение общую юридическую компетентность адвоката. В то же время Совет палаты был возмущен «искажением В.А. Буркиным сути взаимоотношений между адвокатами и судом, роли адвокатуры в обеспечении отправления правосудия, а также игнорированием базовых этических норм, регулирующих отношения адвокатов как с представителями государства и общества, так и между собой».
Кроме того, Совет АП РБ констатировал, что при рассмотрении дисциплинарного производства в отношении Виталия Буркина он столкнулся «с фактом профессиональной деформации компетентного юриста, а также с фактом абсолютного и демонстративного неуважения к Совету палаты как выборному органу адвокатского самоуправления, облеченному доверием адвокатского сообщества Республики Башкортостан». Именно такое поведение адвоката не оставило Совету палаты возможности для принятия в отношении Виталия Буркина более мягкого решения, нежели прекращение статуса адвоката (с допуском к сдаче квалификационного экзамена через три года).
В заявлении Совета говорится об опасной тенденции, которая порождается распространением среди части адвокатов ложной идеи о том, что суд – это «враг» адвоката, что с ним можно бороться, применяя любые средства, в том числе использование в публичных выступлениях ряда приемов – резких оценок, обобщений, метафор, гипербол, броских заголовков, призванных создать в общественном сознании «образ врага». Именно такой стиль был использован Виталием Буркиным в его публикациях о судьях и судебной системе. Совет палаты счел, что автор этих публикаций проигнорировал «закрепленные традициями российской адвокатуры и Кодексом профессиональной этики адвоката правила о том, что адвокат при всех обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущие его профессии, уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц».
По мнению Совета АП Республики Башкортостан, подобные публичные выступления адвокатов следует рассматривать «не как конструктивную критику с целью исправления недостатков в работе судебных органов, а как стремление к дискредитации судебной власти». Такое стремление Совет АП РБ назвал «абсолютно недопустимым со стороны представителя адвокатуры» и заявил об ответственности органов адвокатского самоуправления за то, чтобы «эта опасная тенденция не получила распространения в адвокатском сообществе».