(391) 277-74-54  (телефон / факс)

Бездействие следствия – основание для освобождения из СИЗО

Федеральная палата адвокатов РФ направила в Государственную Думу ФС РФ письмо относительно проекта федерального закона № 280281-7 «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект), который разработан во исполнение поручения Президента РФ о мерах по снижению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Внесение изменений в УПК РФ необходимо, чтобы исключить факты продления срока содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, в случае если по уголовному делу не производятся активные следственные действия. Предлагаемые изменения в ст. 108 УПК РФ в ФПА РФ поддержали, а поправки в ст. 109 УПК РФ назвали нуждающимися в корректировке.

В письме ФПА РФ говорится о полной поддержке концепции запрета продления срока содержания под стражей, в случае если по уголовному делу имеет место неэффективная организация расследования.

Что касается конкретных предложений, то поправка в ст. 108 уточняет круг лиц, обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, на которых распространяются положения ч. 11 ст. 108 УПК РФ, устанавливающие запрет на заключение под стражу в связи с совершением преступления в сфере экономической деятельности. Соглашаясь с данным уточнением, в ФПА РФ полагают, что предлагаемое изменение – это нормативизация разъяснения, изложенного в абз. 2 п. 8 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 г. № 41 (ред. от 24 мая 2016 г.) «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», применяемого на практике с 2013 г., т.е. в буквальном смысле «новеллой» не является. Тем не менее придание этому разъяснению нормативно-правовой природы обеспечит большую императивность указанного правила и минимизирует случаи необоснованного отказа в применении положений ч. 11указанной статьи в отношении предпринимателей.

В письме содержится аргументация необходимости изложения ст. 108 в новой редакции, где, в частности, отмечено, что предусмотренное Конституцией РФ право на свободу и личную неприкосновенность воплощает наиболее значимое социальное благо, которое может быть ограничено «лишь в той мере, в какой это необходимо в определенных ею целях, в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права».

В то же время, говорится в письме ФПА РФ, законопроект нуждается в корректировке путем усиления гарантий, обеспечивающих запрет продления срока содержания под стражей, в случае если по уголовному делу имеет место неэффективная организация расследования.

Важнейшим критерием, определяющим разумные пределы содержания обвиняемого под стражей, является должная активность органов предварительного расследования по проведению следственных и (или) иных процессуальных действий в отношении лица, содержащегося под стражей.

Длительный отказ от проведения с участием обвиняемого в период его содержания под стражей следственных и (или) иных процессуальных действий обессмысливает само продление его срока содержания под стражей, трансформирует примененную меру уголовно-процессуального принуждения в разновидность наказания в отношении лица, еще не признанного виновным.

Между тем действующая редакция УПК РФ не устанавливает в качестве обязательного условия продления срока содержания под стражей необходимость проверки судом наличия необоснованных задержек производства с участием обвиняемого в период его содержания под стражей следственных и (или) иных процессуальных действий.

Не предусмотрены в УПК РФ и процессуальные гарантии, обеспечивающих достаточность и эффективность действий органов предварительного расследования, которые могли бы провести необходимые следственные и процессуальные действия без дальнейшей пролонгации срока содержания обвиняемого под стражей.

Скорейшее устранение указанного пробела в законодательстве обеспечит, как надеются в ФПА РФ, необходимое соответствие режима продления срока содержания обвиняемого под стражей конституционно-правовым и международно-правовым стандартам.

Согласно позиции ФПА РФ, «выполнение поручения Президента РФ предполагает создание нового уголовно-процессуального механизма, обеспечивающего запрет продления срока содержания под стражей, в случае неэффективной организации расследования».

В связи с этим в письме предлагается, помимо новаций, изложенных в рассматриваемом законопроекте, закрепить в УПК РФ положение о том, что продление срока содержания под стражей обвиняемого не допускается при наличии необоснованных задержек производства следственных и (или) иных процессуальных действий.

Для того чтобы это положение не было нейтрализовано судебной практикой, предлагается дополнить ст. 109 УПК РФ ч. 31, а ст. 110 УПК РФ – ч. 12.

В ст. 109, таким образом, появится следующий пункт: «31. В случаях, предусмотренных частью 2 и частью 3 настоящей статьи, не допускается продление срока содержания обвиняемого под стражей при наличии необоснованных задержек производства следственных и (или) иных процессуальных действий. Срок, на который продлевается содержание обвиняемого под стражей, должен быть обоснован необходимостью производства конкретных следственных и (или) иных процессуальных действий и соответствовать их продолжительности.».

А в ч. 12 ст. 110 будет указано, что «мера пресечения в виде заключения под стражу отменяется или заменяется на более мягкую при наличии необоснованных задержек производства следственных и (или) иных процессуальных действий.».

Кроме того, предлагается расширить круг лиц, правомочных отменить или изменить меру пресечения, за счет включения в него прокурора и руководителя следственного органа, что позволит обвиняемому и его защитнику более оперативно реагировать на незаконное бездействие дознавателя и следователя. Для этого ч. 2 ст. 110 УПК РФ может быть изложена в следующей редакции: «Отмена или изменение меры пресечения производится по постановлению дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора или судьи либо по определению суда».

В письме содержится просьба довести позицию Федеральной палаты адвокатов РФ до сведения депутатов Государственной Думы для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

ИСТОЧНИК


Просмотр фильма в рамках проекта «Адвокатская КиноСреда»

Просмотр фильма в рамках проекта «Адвокатская КиноСреда» 10.07.2024г.

20 июня 2024 года состоялось очередное заседание Совета Адвокатской палаты

20 июня 2024 года состоялось очередное заседание Совета Адвокатской палаты

Поздравляем юбиляров!

Адвокаты, отмечающие юбилейные даты в июле 2024 года

наверх страницы