В ответе на письмо ФПА РФ по поводу случаев, когда от адвокатов требовали предъявить удостоверение личности при посещении ими учреждений УИС в целях оказания юридической помощи подзащитным, заместитель министра юстиции Денис Новак сообщил, что ФСИН России дала территориальным органам разъяснения, направленные на то, чтобы избежать случаев нарушения прав адвокатов и их доверителей.
Напомним, что 22 сентября президент ФПА РФ Юрий Пилипенко направилзаместителю министра юстиции Денису Новаку письмо, в котором обратил его внимание на ситуацию, сложившуюся в правоприменительной практике учреждений ФСИН: при посещении адвокатами колоний и СИЗО от них требуют предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
В письме указывалось, что полномочия адвоката иметь свидания с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, ч. 4 ст. 89 УИК РФ, а также ст. 18 Закона о содержании под стражей, в соответствии с которой они предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера, а истребование у адвоката иных документов запрещается.
Юрий Пилипенко также обратил особое внимание на ситуацию в Кировской области, где возникли случаи недопуска адвокатов к доверителям, отбывающим наказание в исправительных колониях, из-за того что они не имели при себе паспортов и иных удостоверений личности.
В частности, в письме приводились аргументы против доводов начальника кировского УФСИН о том, что понятия «проход адвоката в исправительное учреждение» и «предоставление свидания адвокату с осужденным для оказания юридической помощи» не являются тождественными, так как адвокат может проходить на охраняемую территорию учреждения не только в целях встречи с подзащитным, но и в других случаях (получение справок, внесение денег на лицевой счет подзащитного и т.д.). В письме ФПА РФ подчеркивается, что перечисленные цели посещения учреждения адвокатами охватываются понятием «оказание юридической помощи», установленным п. 2 и 3 ст. 2 Закона об адвокатуре. А применительно к уголовному процессу полномочия адвоката – защитника по оказанию юридической помощи доверителю регулируются ст. 53 и ч. 4 ст. 49 УПК РФ, не предполагающими предоставления иных документов, кроме ордера и удостоверения адвоката.
Президент ФПА РФ просил принять необходимые меры во избежание дальнейших нарушений профессиональных прав адвокатов по оказанию гражданам квалифицированной юридической помощи. Уже сам факт такого обращения в Минюст привел к тому, что Кировское УФСИН изменило свою позицию.
6 октября заместитель министра юстиции Денис Новак направил в Федеральную палату адвокатов РФ ответ на обращение Юрия Пилипенко, в котором сообщил, что Минюст России запросил позицию ФСИН России по данной проблеме.
Как следует из предоставленной ведомством информации, во избежание нарушений прав адвокатов по оказанию осужденным и лицам, содержащимся под стражей, квалифицированной юридической помощи, ФСИН направила в свои территориальные органы разъяснения, касающиеся организации пропуска адвокатов, при условии осуществления ими профессиональной деятельности, на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы на основании удостоверения адвоката.
«Территориальным органам ФСИН России в целях выработки единообразной практики осуществления пропускного режима для адвокатов на территории УИС, в том числе исключения отказов в пропуске адвокатов в учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, также поручено исключить случаи предъявления требований к адвокатам в части предоставления дополнительных документов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, и приема документов, удостоверяющих личность, на временное хранение часовым контрольно-пропускного пункта», – говорится в ответе Дениса Новака.