2 ноября в Адвокатской палате прошла вторая часть третьей серии тренингов для студентов 2-го года обучения магистерской программы "Адвокат в судебном процессе".
Адвокатами был разработан новый учебный кейс, в рамках которого студентам было необходимо изучить материалы уголовного дела, сформировать позицию защиты, а затем в ходе игрового судебного процесса провести допросы своих подзащитных и свидетеля.
Студенты сразу погрузились в "настоящее" дело. Первая сложность у них возникла при опросе доверителей, которые,
описывая произошедшую с ними ситуацию, излагали факты в формате "тут помню, тут не помню", и воспринимали предъявленные им обвинения несерьёзно, отшучиваясь в ответ на серьезные вопросы своих защитников. тем не менее начинающие юристы справились. Однако после того, как позиция защиты была сформирована, им пришлось столкнутся с напором государственного обвинителя, роль которого играл опытный адвокат - тренер профессиональных навыков Института повышения квалификации.
Правда обвинителю в этот раз было не так легко. Его уверенные реплики уже не ставили опытных магистрантов в тупик. Они достаточно уверенно и профессионально продолжали отстаивать свою позицию, оперируя фактами и нормами права (после игры обвинитель даже отметил, что в этот раз игра не была для него лёгкой прогулкой и ему пришлось работать (именно работать) как в настоящем судебном заседании).
После обеда внимание участников тренинга сосредоточилось на допросе свидетеля, где будущим магистрам пришлось не только задавать вопросы, но и использовать психологические приемы. Навыки, вырабатываемые во время таких игр высоко ценятся их участниками. Потому что, как невозможно научится хирургии не взяв в руки скальпель, так невозможно научится технике допроса не допросив ни одного свидетеля.
Не секрет, что во время допроса приходится учитывать не только факты, изложенные в материалах дела, но и интерпретацию этих фактов участниками событий. В данном тренинге перед студентами стояла непростая задача - выяснить не только то, что видел и слышал свидетель, но и то, что он понимал и как интерпретировал услышанное и увиденное.
Креативный подход к созданию материалов тренинга и способа его проведения, очередной раз был высоко оценен студентами. Преподаватели и тренеры порадовали студентов своей актерской игрой, дав им возможность почувствовать себя в роли настоящих адвокатов.
В завершении участникам тренинга было предложено написать эссе на тему "я на самом первом тренинге и сейчас", акцентировав своё внимание на тех изменениях которые произошли в них самих в ходе 1,5 лет обучения в магистратуре "Адвокат в судебном процессе".
По итогу тренинга преподавателями была отмечена положительная динамика в развитии навыков будущих магистров. Они заметно лучше стали анализировать дело, формировать и представлять свою позиции в суде, вести допрос, предъявлять доказательства и участвовать в их исследовании. Что говорит о совершенно определённом позитивном результате реализации программы.
А если у вас возник вопрос что такое "защита 2Д", то скажу вам по секрету, это техника защиты разработанная студентами на прошедшем тренинге и возможно, когда они станут адвокатами, данный способ уже войдёт в классику юридического образования и адвокатской профессии.
Ю. Михайлова