Республика Хакасия 24.06.2016 16:18
23 июня президиум Верховного Суда Хакасии под председательством Виктора Носова вынес постановление об отмене приговора и апелляционного постановления, а также о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Владимира Дворяка, осужденного за разглашение данных предварительного расследования, состава преступления.
Владимира Дворяка защищал вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите профессиональных прав адвокатов Генри Резник. Ранее он подал в Верховный Суд кассационную жалобу на апелляционное постановление Абаканского городского суда и добился решения зампредседателя Верховного Суда Владимира Давыдова об отмене этого постановления и направлении дела на новое рассмотрение.
Напомним, адвокат Владимир Дворяк был осужден в апреле 2015 г. на 400 часов обязательных работ за разглашение данных предварительного расследования. В 2013 г. он защищал Вячеслава Титова, бывшего замначальника ГУ МЧС по Республике Хакасия, обвинявшегося в получении взяток. Дворяк снял копии с протоколов показаний, представленных в суд в обоснование ходатайства о его заключении под стражу, и показал их сотрудникам ГУ МЧС. Мировой судья Абакана признал адвоката виновным по ст. 310 «Разглашение данных предварительного расследования» УК РФ. Абаканский городской суд оставил его апелляционную жалобу без удовлетворения.
В кассационной жалобе Генри Резник указывал, что обнародованные адвокатом материалы на момент передачи третьим лицам были оглашены в открытом судебном заседании. А разглашение того, что уже стало достоянием общественности, не является преступлением.
Федеральная палата адвокатов РФ неоднократно обращала внимание на проблемы, связанные с привлечением адвокатов к уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования. Эти вопросы, в частности, выносились на обсуждение на двух специальных заседаниях Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека – 31 марта 2015 г. и 10 марта 2016 г. Отмечалось, что привлечение к ответственности по ст. 310 УК РФ может быть использовано правоохранительными органами как способ вывести из дела «неугодного» защитника.
По мнению ФПА РФ, привлечение Владимира Дворяка и других адвокатов к уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования, которые ранее уже стали достоянием гласности благодаря другим источникам, становится возможным из-за несовершенства конструкции ст. 161 «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования» УПК РФ. Она устанавливает в качестве общего правила, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению, и предусматривает, что они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Согласно ст. 161 УПК РФ следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ.
Предложения о внесении изменений и дополнений в ст. 161 УПК РФ содержатся в Рекомендациях по обеспечению дополнительных гарантий независимости адвокатов при осуществлении профессиональной деятельности, которые Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека подготовил в сотрудничестве с Федеральной палатой адвокатов РФ. Предлагается изложить ст. 161 УПК РФ «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования» в новой редакции, согласно которой следователь или дознаватель должны выносить мотивированное постановление о недопустимости разглашения участниками производства по делу без предварительного разрешения ставших им известными от следователя или дознавателя данных предварительного расследования. При этом в постановлении должен быть указан срок его действия и исчерпывающий перечень не подлежащих разглашению данных предварительного расследования.