Главный редактор «АГ» о Сергее Николаевиче Мальтове. Текст заимствован с официального сайта ФПА РФ.
11 ноября в возрасте 57 лет ушел из жизни Сергей Николаевич Мальтов, член Совета ФПА, президент Адвокатской палаты Красноярского края. Его смерть – неожиданная, внезапная, потрясла многих. Всего несколько дней назад он был в Москве, на приеме, который устраивала Федеральная палата адвокатов по случаю 150-летия адвокатуры. Шутил, рассматривал картины с портретами коллег. А сам, когда я ему сказал, что готовится такая выставка, заказывать свой портрет отказался. И фотографироваться не любил. Приходилось ухищряться, чтобы поймать момент. Мне однажды повезло сфотографировать Мальтова с сигаретой. Он был заядлый курильщик, и в такие моменты выглядел естественно и непринужденно. Снимок шел в специальный выпуск, посвященный Адвокатской палате Красноярского края, и кто-то заметил, что помещать в нем курящего президента неполиткорректно. Но я настоял на своем. Таким – с легким прищуром внимательных глаз, с полуулыбкой на устах, с дымящейся сигаретой Мальтов остался в памяти многих.
В редакции между собой мы назвали его князь Сергей. Всегда – и на работе, и на отдыхе – безупречно одетый, в свежей рубашке, гладко выбритый, он был олицетворением джентльмена. И не только по внешнему виду, – по сути. Независимый и ироничный в кругу равных или занимающих более высокое имущественное или социальное положение, Сергей был доброжелателен и вежлив со всеми, кто на социальной ступеньке оказывался ниже его.
Он знал по имени всех сотрудников нашей газеты и, приезжая каждый раз в Москву, обязательно заходил «в гости», принося коробку конфет для девчонок. Понятно, вся женская половина редакции была в него влюблена.
А вот независимость Мальтова, его прямой, без лукавства характер, способность говорить правду в глаза нравились не всем. Помню, как на одной вип-тусовке ему попытались устроить обструкцию за суждение, которое расходилось с мнением большинства. Он спокойно все выслушал и заявил, что остается при своем мнении.
Как-то в разговоре со мной Сергей признался, что мечтает однажды вернуться к себе на родину – в Новгород. Но это так – из области фантазий. Сибирь давно уже стала для него родной. Они с женой Ольгой даже в отпуск в европейскую часть России не каждый год ездили, предпочитая отдыхать в живописной Хакассии или на Байкале. Это нисколько не отрицало присущей Сергею и Ольге почти юношеской любознательности, с которой они постигали все новые места, города и страны. Оказавшись в одной компании с Мальтовыми, можно было быть уверенным, что они всегда поддержат инициативу отправиться на поиски загадочного и неизведанного. Однажды Сергей устроил для нас пешую экскурсию по ночному Петербургу – городу, где он учился в университете и который искренне любил. Его рассказ о достопримечательностях Северной Пальмиры изобиловал такими яркими и интересными деталями, которые не услышишь даже от самого продвинутого знатока истории и архитектуры.
Адвокаты его обожали. Общение с Мальтовым – искреннее и позитивное – всегда оставляло ощущение удовлетворения. Он охотно поддерживал инициативы провести турслет, организовать фотовыставку, устроить товарищеский матч с соседней палатой. Несмотря на сибирскую удаленность от других центров цивилизации, красноярские адвокаты проводили совместные семинары с представителями Европейского суда по правам человека, Американской ассоциации юристов, французских и немецких адвокатских ассоциаций. В Адвокатской палате Красноярского края всегда кипела жизнь.
А еще он был одним из тех редких руководителей, которые продолжали заниматься адвокатской практикой. Успешно вел крупные экономические дела, защищал чиновников и предпринимателей. Возглавляемое им адвокатское бюро «Мальтов и партнеры» одним из первых стало обладателем Премии в области адвокатуры и адвокатской деятельности в номинации «Триумф», получив бронзовую статуэтку с пальмовой ветвью.
Зал на 200 человек, где проходило прощание с Сергеем Николаевичем Мальтовым, не смог вместить всех желающих. Улица была запружена людьми. Проститься с ним пришли не только адвокаты, но и судьи, прокурорские работники, чиновники, предприниматели, доверители, разные люди, помнящие добро, на которое так щедр был этот светлый человек.
Похоронили его 13 ноября на деревенском кладбище в Творогово, где у Мальтовых есть дом. Ольга Мальтова рассказала мне, что это было желание Сергея.
Сюда тоже приехало много людей, больше, чем когда-либо видела эта деревня и это кладбище. Свежую могилу покрыл огромный благоухающий холм цветов…