(391) 277-74-54  (телефон / факс)

Доклад Начальника Управления Министерства юстиции по Красноярскому краю И.А. Астаниной

 

Уважаемые участники конференции!

 

Разрешите Вас поприветствовать от имени Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю! Традиционно на отчетной конференции  принято подводить итоги и обсуждать планы дальнейшей работы.

Подводя итоги  прошедшего года,  хотелось бы кратко остановиться на наиболее значимых результатах по вопросам, которые рассматривались Управлением юстиции во взаимодействии с Адвокатской палатой.

Основные направления работы определялись задачами, которые были поставлены Министерством юстиции Российской Федерации. Это, прежде всего:

-повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан и организаций;

-реализация конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; обеспечение доступности  и повышение качества профессиональной помощи, оказываемой адвокатами, в том числе бесплатно;

-обеспечение судебной деятельности, в том числе сокращение  срывов судебных заседаний по причине неявки адвоката;

-повышение уровня доверия и уважения населения к закону, его правовой грамотности, преодоление правового нигилизма.

В 2011 году при непосредственном участии Минюста России принят ряд правовых актов, реализация которых направлена на решение вышеназванных задач.

Среди них:

- утвержденные Президентом Российской Федерации Основы государственной политики  Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан - первый документ в новейшей истории России, направленный на формирование высокого уровня  правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека;

- вступивший в силу  с 15 января 2012 года Федеральный закон от  21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи  в Российской Федерации», который устанавливает основные гарантии  права граждан Российской Федерации на получение  бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования  государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Одно из ключевых мест в оказании бесплатной юридической помощи отведено адвокатам, как профессиональным защитникам прав граждан. Необходимо отметить, что в связи с принятием Закона на органы юстиции будут возложены полномочия по мониторингу деятельности в сфере оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации;

-приказом Минюста России от 26.05.2011 № 167 утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Кроме того, Минюстом России  подготовлен  проект долгосрочной программы  повышения эффективности исполнения судебных решений на 2011-2020 годы.

В декабре 2011 года Минюстом России утвержден план работы Министерства на 2012 год, в котором одним из приоритетных направлений деятельности указано совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере адвокатуры.

Вопросы оказания квалифицированной юридической помощи непосредственно связаны с проведением квалификационными комиссиями адвокатских палат субъектов Российской Федерации отбора наиболее квалифицированных юристов, способных на высоком уровне защищать законные права и интересы граждан.

Управление считает, что  решения, которые были приняты еще в  2010 году, установившие новые  процедуры сдачи квалификационного экзамена претендентами на присвоение статуса адвоката,  в 2011 году показали положительные результаты.

Однако обращает внимание на то обстоятельство, что среди претендентов, подающих документы для сдачи экзамена, немного  молодежи. Статистические данные о действующих адвокатах в крае служат тому подтверждением: из 997 адвокатов только 71 (7%) в  возрасте до 30 лет.

На наш взгляд, в дальнейшем необходимо уделять особое внимание вопросам привлечения в адвокатское сообщество  молодых, способных  юристов, недавних выпускников ВУЗов.

Заслуживает положительной оценки принятое Советом Адвокатской палаты в октябре 2011 года решение об утверждении Положения  о порядке прохождения профессиональной подготовки стажерами  в адвокатских образованиях Красноярского края, предусматривающее усиление контроля за качеством стажировки.

Также прошла проверку временем инициатива,  которая возникла в 2010 году, по торжественному вручению на заседании Совета Адвокатской палаты удостоверений вновь принятым адвокатам. Полагаем, что эту практику необходимо продолжить, чтобы такое важное событие в жизни каждого адвоката стало действительно памятным.

На Управление юстиции возложены функции по ведению реестра адвокатов. По состоянию на 31.12.2011 года в реестре содержатся сведения о 997 адвокатах, в том числе о 33 адвокатах, статус которых приостановлен. В этой связи, хотелось бы отметить, что из 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, по количеству действующих адвокатов лидирующими являются Иркутская, Новосибирская области и Красноярский край.  В 2011 году вопросы актуализации данных реестра являлись одними из приоритетных.

Так,  Управлением и Адвокатской палатой проанализированы все имеющиеся в реестре сведения об адвокатах, приостановивших свою деятельность. Проведение этой работы  обусловлено тем, что в ряде ситуаций статус адвоката был  длительное время  приостановлен; при этом указанные в заявлениях основания для приостановления статуса были не актуальны. К примеру, один из в недавнем прошлом адвокатов, статус которого значился приостановленным с 2006 года, фактически не прерывал свою работу в правоохранительном органе. В этой ситуации, Совет Адвокатской палаты по представлению Управления принял решение о прекращении статуса адвоката.

Одним из обстоятельств, не совместимых со статусом адвоката, является наличие неснятой и непогашенной судимости за совершенное умышленное преступление.

С целью соблюдения вышеназванного положения закона  Управление систематически запрашивает данные сведения    в Информационном центре ГУ МВД России по Красноярскому краю. Кроме того, в декабре 2011 года подписано соглашение между Управлением и  Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю об информационном взаимодействии, в том числе по вопросу предоставления сведений об адвокатах, совмещающих адвокатскую деятельность с работой по трудовому договору. Практика 2011 года показала, что такие случаи имеют место быть, более того – это не единичные факты. В этой связи, хотелось бы обратить внимание всех руководителей адвокатских образований  о необходимости осуществлять контроль за соблюдением адвокатами требований статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее  - Федеральный закон).

При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что адвокат состоит в трудовых отношениях, Управлением будут приниматься меры по  прекращению статуса таких адвокатов. 

В план работы Минюста России на 2012 год включен вопрос внедрения   системы  «Федеральный реестр адвокатов Российской Федерации и  адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории  Российской Федерации». Данная информационная система позволит объединить базу данных всех субъектов Российской Федерации об адвокатах и обеспечить ее доступность для заинтересованных лиц.

В 2011 году  значительными можно назвать результаты работы по вопросам сокращения срывов судебных заседаний по причине нарушения адвокатами процессуального законодательства и правил профессиональной этики.

Обобщенные данные за период с 2009 по 2011 годы показывают, что меры, предпринимаемые Управлением, органами судебной власти  и Адвокатской палатой, позволили существенно улучшить ситуацию в этой сфере.

Так, в 2011 году  по причине неявки адвоката не состоялось 140 судебных заседаний,  в то время как в 2010 году было сорвано  291 судебное заседание, а в 2009 количество несостоявшихся заседаний составляло  383. Таким образом, за три года почти в три раза удалось сократить количество срывов.

Такие результаты достигнуты благодаря слаженному взаимодействию Управления, Красноярского краевого суда, Управления Судебного департамента в Красноярском крае, Агентства по обеспечению судебной деятельности мировых судей Красноярского края и Адвокатской палаты.

После обсуждения вышеназванных вопросов на заседании Координационного совета при Управлении в июне 2011 года, в работе которого приняли участие представители Арбитражного суда Красноярского края и  Третьего арбитражного апелляционного суда, с данными судами также заключены соглашения о взаимодействии.

Кроме того, в целях повышения эффективности работы в сфере обеспечения судебной деятельности, совместным приказом Управления и Красноярского краевого суда в ноябре 2011 года при Красноярском краевом суде создана рабочая группа  по выработке мер, направленных на сокращение срывов судебных заседаний, в состав которой  вошли вице-президенты Адвокатской палаты. Первое заседание рабочей группы запланировано на февраль текущего года.

Рабочая группа, в том числе будет рассматривать вопросы об организации конструктивного взаимодействия между федеральными судами, мировыми судьями и адвокатскими образованиями на территориях городов и районов края.

Необходимость обсуждения данных вопросов подтверждается также и тем, что согласно статистическим данным в ряде судов края из года в год сохраняется большой процент несостоявшихся судебных заседаний из-за неявки адвокатов. Эта ситуация характерна для Свердловского районного суда г. Красноярска,  Ачинского, Абанского, Березовского и Туруханского  районных судов.

Особую актуальность имеют проблемы обеспечения судебной деятельности в северных территориях края из-за нехватки адвокатов.

На наш взгляд, создание юридических консультаций в судебных районах, находящихся в северных территориях края, существенно снизит напряженность в этом вопросе. Поскольку инициатива по созданию юридических консультаций должна исходить от органов государственной власти  Красноярского края,  в  апреле 2011 года Управлением направлено обращение в Законодательное Собрание Красноярского края о принятии соответствующего краевого закона.

Из ответа Законодательного Собрания Красноярского края следует, что  проект закона   будет рассмотрен вместе с вопросами оказания бесплатной юридической помощи гражданам в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Кроме того, Управление обратилось в  Красноярское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» с просьбой принять участие в обсуждении по данному вопросу.  Совещание запланировано на ближайшее время.

В 2011 году в Управление поступило 31 обращение граждан в отношении адвокатов, в том числе 21 жалоба. При этом 13 заявителей адресовали свои жалобы на адвокатов непосредственно в Министерство юстиции Российской  Федерации.  В своих обращениях в основном граждане жаловались на ненадлежащее исполнение обязанностей адвокатами; просили вернуть вознаграждение, уплаченное адвокату по соглашению. Анализ показывает, что большинство жалоб поступило в отношении адвокатов, осуществлявших защиту по назначению органов следствия, суда.

Все поступившие жалобы рассматриваются Управлением и Адвокатской палатой в соответствии с установленной компетенцией. Когда в  ходе рассмотрения жалобы доводы заявителей находят свое подтверждение, принимаются меры реагирования к адвокатам, допустившим нарушения.

Так, в 2011 году по жалобе заявителя на некачественную юридическую помощь при подготовке искового заявления в суд, Президентом Адвокатской палаты было принято решение о возбуждении дисциплинарного производства. По результатам рассмотрения Советом Адвокатской палаты адвокату объявлено предупреждение.

Анализируя документы, которые заявители приобщают к жалобам, в первую очередь, соглашения на оказание юридической помощи, можно сделать вывод о том, что отдельные адвокаты по прежнему безответственно подходят к оформлению соглашений, допуская нарушения требований Федерального закона.

Так, в 2011 году Управлением было направлено обращение в Адвокатскую палату по результатам рассмотрения жалобы на адвоката Красноярской краевой коллегии адвокатов. В заключенном им соглашении с доверителем отсутствовали указания на принадлежность адвоката к адвокатскому образованию и адвокатской палате; на размер и характер ответственности адвоката, принявшего  исполнение поручения; порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения. В соглашении также отсутствовали необходимые сведения о доверителе: паспортные данные, место жительства.

Обращение Управления было рассмотрено на заседании Совета и председателю указанной коллегии рекомендовано  обратить внимание адвокатов на строгое соблюдение требований Федерального закона при заключении соглашения с доверителем.

Поступившие в 2011 году обращения органов следствия касались затягивания сроков проведения  процессуальных действий по причине неявки адвокатов, а также сроков ознакомления адвокатами с материалами уголовных дел.

Анализ  документов, поступающих из органов следствия, показывает, что руководителям адвокатских образований необходимо более пристальное внимание уделять вопросам учета и выдачи ордеров, соблюдения требований приказа Минюста России «Об утверждении формы ордера».

Буквально на прошлой неделе в Управление поступило обобщение, подготовленное Главным управлением  Минюста России по Новосибирской области, в котором даны показатели работы в сфере адвокатуры в 2010-2011 годах территориальных органов юстиции и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.

 Сравнивая результаты работы наших коллег, можно отметить следующее.

В целом по округу прослеживается тенденция к уменьшению, в сравнении с 2010 годом, количества внесенных в региональные реестры сведений в связи с присвоением статуса адвоката. Так, в Томской области вдвое сократилось количество лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката, а в республиках Бурятия, Хакасия, в Алтайском крае уменьшение составило порядка 20 %.

Что касается внесенных сведений о прекращении статуса адвоката, то в Красноярском крае и в Омской области наибольшие показатели – соответственно 34 и 38.

Статистические данные о дисциплинарной практике свидетельствуют о том, что в Красноярском крае работа в этом направлении проводится тщательно и взвешенно. Из 50 возбужденных в течение 2011 года  в отношении адвокатов дисциплинарных производств,  в 44 случаях к адвокатам применены меры дисциплинарной ответственности. Таким образом, можно говорить о высокой результативности этой работы. Для сравнения в Иркутской области в 2011 году возбуждено 175 дисциплинарных производств, вместе с тем, к ответственности привлечено только 37 адвокатов. В Томской области – 83 дисциплинарных производства и 41 мера реагирования. В Забайкальском крае было возбуждено 79 дисциплинарных производств, меры приняты к 31 адвокату и т.д.

Аналогичные выводы можно сделать и по результатам анализа представлений о прекращении статуса адвоката, направленных органами юстиции в Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации. В целом по Сибирскому федеральному округу из 37 представлений был прекращен статус 4 адвокатов. Причем половина решений о прекращении статуса – это решения, принятые Советом Адвокатской палаты края на основании представлений Управления; 2 представления внесено и удовлетворено. 

В прошедшем году между Управлением и Адвокатской палатой подписано соглашение  о взаимодействии. Это, на наш взгляд, позволит расширить сотрудничество и сделать его более эффективным. Полагаем, что является положительной практика взаимодействия  Управления и Адвокатской палаты  при рассмотрении вопросов в сфере адвокатуры на заседаниях Координационного совета при Управлении; участии представителей Управления в мероприятиях по повышению квалификации адвокатов; проведении прямых линий с жителями Красноярского края с привлечением СМИ.

Также хорошее взаимодействие между Управлением и Адвокатской палатой отмечено Министерством юстиции: в июне 2011 года в Управлении проведена плановая тематическая проверка, в работе которой принимали участие специалисты профильных департаментов Минюста России.

Говоря о планах работы в 2012 году, являющемуся знаковым для адвокатского сообщества в связи с 10-летием принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», 170-летием со дня рождения известного русского адвоката Федора Никифоровича Плевако, необходимо, на наш взгляд, продолжить совместную работу, уделяя внимание повышению стандартов качества оказываемой адвокатами юридической помощи.

В условиях реформирования российской адвокатуры адвокатское сообщество должно быть готово к предстоящим изменениям, с тем, чтобы соответствовать высоким этическим и профессиональным требованиям, предъявляемым к статусу адвоката.


наверх страницы