Уважаемые участники конференции!
Разрешите Вас поприветствовать от имени Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю! Традиционно на отчетной конференции принято подводить итоги и обсуждать планы дальнейшей работы.
Подводя итоги прошедшего года, хотелось бы кратко остановиться на наиболее значимых результатах по вопросам, которые рассматривались Управлением юстиции во взаимодействии с Адвокатской палатой.
Основные направления работы определялись задачами, которые были поставлены Министерством юстиции Российской Федерации. Это, прежде всего:
-повышение эффективности защиты прав и законных интересов граждан и организаций;
-реализация конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; обеспечение доступности и повышение качества профессиональной помощи, оказываемой адвокатами, в том числе бесплатно;
-обеспечение судебной деятельности, в том числе сокращение срывов судебных заседаний по причине неявки адвоката;
-повышение уровня доверия и уважения населения к закону, его правовой грамотности, преодоление правового нигилизма.
В 2011 году при непосредственном участии Минюста России принят ряд правовых актов, реализация которых направлена на решение вышеназванных задач.
Среди них:
- утвержденные Президентом Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан - первый документ в новейшей истории России, направленный на формирование высокого уровня правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека;
- вступивший в силу с 15 января 2012 года Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который устанавливает основные гарантии права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Одно из ключевых мест в оказании бесплатной юридической помощи отведено адвокатам, как профессиональным защитникам прав граждан. Необходимо отметить, что в связи с принятием Закона на органы юстиции будут возложены полномочия по мониторингу деятельности в сфере оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации;
-приказом Минюста России от 26.05.2011 № 167 утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Кроме того, Минюстом России подготовлен проект долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений на 2011-2020 годы.
В декабре 2011 года Минюстом России утвержден план работы Министерства на 2012 год, в котором одним из приоритетных направлений деятельности указано совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере адвокатуры.
Вопросы оказания квалифицированной юридической помощи непосредственно связаны с проведением квалификационными комиссиями адвокатских палат субъектов Российской Федерации отбора наиболее квалифицированных юристов, способных на высоком уровне защищать законные права и интересы граждан.
Управление считает, что решения, которые были приняты еще в 2010 году, установившие новые процедуры сдачи квалификационного экзамена претендентами на присвоение статуса адвоката, в 2011 году показали положительные результаты.
Однако обращает внимание на то обстоятельство, что среди претендентов, подающих документы для сдачи экзамена, немного молодежи. Статистические данные о действующих адвокатах в крае служат тому подтверждением: из 997 адвокатов только 71 (7%) в возрасте до 30 лет.
На наш взгляд, в дальнейшем необходимо уделять особое внимание вопросам привлечения в адвокатское сообщество молодых, способных юристов, недавних выпускников ВУЗов.
Заслуживает положительной оценки принятое Советом Адвокатской палаты в октябре 2011 года решение об утверждении Положения о порядке прохождения профессиональной подготовки стажерами в адвокатских образованиях Красноярского края, предусматривающее усиление контроля за качеством стажировки.
Также прошла проверку временем инициатива, которая возникла в 2010 году, по торжественному вручению на заседании Совета Адвокатской палаты удостоверений вновь принятым адвокатам. Полагаем, что эту практику необходимо продолжить, чтобы такое важное событие в жизни каждого адвоката стало действительно памятным.
На Управление юстиции возложены функции по ведению реестра адвокатов. По состоянию на 31.12.2011 года в реестре содержатся сведения о 997 адвокатах, в том числе о 33 адвокатах, статус которых приостановлен. В этой связи, хотелось бы отметить, что из 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, по количеству действующих адвокатов лидирующими являются Иркутская, Новосибирская области и Красноярский край. В 2011 году вопросы актуализации данных реестра являлись одними из приоритетных.
Так, Управлением и Адвокатской палатой проанализированы все имеющиеся в реестре сведения об адвокатах, приостановивших свою деятельность. Проведение этой работы обусловлено тем, что в ряде ситуаций статус адвоката был длительное время приостановлен; при этом указанные в заявлениях основания для приостановления статуса были не актуальны. К примеру, один из в недавнем прошлом адвокатов, статус которого значился приостановленным с 2006 года, фактически не прерывал свою работу в правоохранительном органе. В этой ситуации, Совет Адвокатской палаты по представлению Управления принял решение о прекращении статуса адвоката.
Одним из обстоятельств, не совместимых со статусом адвоката, является наличие неснятой и непогашенной судимости за совершенное умышленное преступление.
С целью соблюдения вышеназванного положения закона Управление систематически запрашивает данные сведения в Информационном центре ГУ МВД России по Красноярскому краю. Кроме того, в декабре 2011 года подписано соглашение между Управлением и Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю об информационном взаимодействии, в том числе по вопросу предоставления сведений об адвокатах, совмещающих адвокатскую деятельность с работой по трудовому договору. Практика 2011 года показала, что такие случаи имеют место быть, более того – это не единичные факты. В этой связи, хотелось бы обратить внимание всех руководителей адвокатских образований о необходимости осуществлять контроль за соблюдением адвокатами требований статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).
При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что адвокат состоит в трудовых отношениях, Управлением будут приниматься меры по прекращению статуса таких адвокатов.
В план работы Минюста России на 2012 год включен вопрос внедрения системы «Федеральный реестр адвокатов Российской Федерации и адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации». Данная информационная система позволит объединить базу данных всех субъектов Российской Федерации об адвокатах и обеспечить ее доступность для заинтересованных лиц.
В 2011 году значительными можно назвать результаты работы по вопросам сокращения срывов судебных заседаний по причине нарушения адвокатами процессуального законодательства и правил профессиональной этики.
Обобщенные данные за период с 2009 по 2011 годы показывают, что меры, предпринимаемые Управлением, органами судебной власти и Адвокатской палатой, позволили существенно улучшить ситуацию в этой сфере.
Так, в 2011 году по причине неявки адвоката не состоялось 140 судебных заседаний, в то время как в 2010 году было сорвано 291 судебное заседание, а в 2009 количество несостоявшихся заседаний составляло 383. Таким образом, за три года почти в три раза удалось сократить количество срывов.
Такие результаты достигнуты благодаря слаженному взаимодействию Управления, Красноярского краевого суда, Управления Судебного департамента в Красноярском крае, Агентства по обеспечению судебной деятельности мировых судей Красноярского края и Адвокатской палаты.
После обсуждения вышеназванных вопросов на заседании Координационного совета при Управлении в июне 2011 года, в работе которого приняли участие представители Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда, с данными судами также заключены соглашения о взаимодействии.
Кроме того, в целях повышения эффективности работы в сфере обеспечения судебной деятельности, совместным приказом Управления и Красноярского краевого суда в ноябре 2011 года при Красноярском краевом суде создана рабочая группа по выработке мер, направленных на сокращение срывов судебных заседаний, в состав которой вошли вице-президенты Адвокатской палаты. Первое заседание рабочей группы запланировано на февраль текущего года.
Рабочая группа, в том числе будет рассматривать вопросы об организации конструктивного взаимодействия между федеральными судами, мировыми судьями и адвокатскими образованиями на территориях городов и районов края.
Необходимость обсуждения данных вопросов подтверждается также и тем, что согласно статистическим данным в ряде судов края из года в год сохраняется большой процент несостоявшихся судебных заседаний из-за неявки адвокатов. Эта ситуация характерна для Свердловского районного суда г. Красноярска, Ачинского, Абанского, Березовского и Туруханского районных судов.
Особую актуальность имеют проблемы обеспечения судебной деятельности в северных территориях края из-за нехватки адвокатов.
На наш взгляд, создание юридических консультаций в судебных районах, находящихся в северных территориях края, существенно снизит напряженность в этом вопросе. Поскольку инициатива по созданию юридических консультаций должна исходить от органов государственной власти Красноярского края, в апреле 2011 года Управлением направлено обращение в Законодательное Собрание Красноярского края о принятии соответствующего краевого закона.
Из ответа Законодательного Собрания Красноярского края следует, что проект закона будет рассмотрен вместе с вопросами оказания бесплатной юридической помощи гражданам в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Кроме того, Управление обратилось в Красноярское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» с просьбой принять участие в обсуждении по данному вопросу. Совещание запланировано на ближайшее время.
В 2011 году в Управление поступило 31 обращение граждан в отношении адвокатов, в том числе 21 жалоба. При этом 13 заявителей адресовали свои жалобы на адвокатов непосредственно в Министерство юстиции Российской Федерации. В своих обращениях в основном граждане жаловались на ненадлежащее исполнение обязанностей адвокатами; просили вернуть вознаграждение, уплаченное адвокату по соглашению. Анализ показывает, что большинство жалоб поступило в отношении адвокатов, осуществлявших защиту по назначению органов следствия, суда.
Все поступившие жалобы рассматриваются Управлением и Адвокатской палатой в соответствии с установленной компетенцией. Когда в ходе рассмотрения жалобы доводы заявителей находят свое подтверждение, принимаются меры реагирования к адвокатам, допустившим нарушения.
Так, в 2011 году по жалобе заявителя на некачественную юридическую помощь при подготовке искового заявления в суд, Президентом Адвокатской палаты было принято решение о возбуждении дисциплинарного производства. По результатам рассмотрения Советом Адвокатской палаты адвокату объявлено предупреждение.
Анализируя документы, которые заявители приобщают к жалобам, в первую очередь, соглашения на оказание юридической помощи, можно сделать вывод о том, что отдельные адвокаты по прежнему безответственно подходят к оформлению соглашений, допуская нарушения требований Федерального закона.
Так, в 2011 году Управлением было направлено обращение в Адвокатскую палату по результатам рассмотрения жалобы на адвоката Красноярской краевой коллегии адвокатов. В заключенном им соглашении с доверителем отсутствовали указания на принадлежность адвоката к адвокатскому образованию и адвокатской палате; на размер и характер ответственности адвоката, принявшего исполнение поручения; порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения. В соглашении также отсутствовали необходимые сведения о доверителе: паспортные данные, место жительства.
Обращение Управления было рассмотрено на заседании Совета и председателю указанной коллегии рекомендовано обратить внимание адвокатов на строгое соблюдение требований Федерального закона при заключении соглашения с доверителем.
Поступившие в 2011 году обращения органов следствия касались затягивания сроков проведения процессуальных действий по причине неявки адвокатов, а также сроков ознакомления адвокатами с материалами уголовных дел.
Анализ документов, поступающих из органов следствия, показывает, что руководителям адвокатских образований необходимо более пристальное внимание уделять вопросам учета и выдачи ордеров, соблюдения требований приказа Минюста России «Об утверждении формы ордера».
Буквально на прошлой неделе в Управление поступило обобщение, подготовленное Главным управлением Минюста России по Новосибирской области, в котором даны показатели работы в сфере адвокатуры в 2010-2011 годах территориальных органов юстиции и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа.
Сравнивая результаты работы наших коллег, можно отметить следующее.
В целом по округу прослеживается тенденция к уменьшению, в сравнении с 2010 годом, количества внесенных в региональные реестры сведений в связи с присвоением статуса адвоката. Так, в Томской области вдвое сократилось количество лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката, а в республиках Бурятия, Хакасия, в Алтайском крае уменьшение составило порядка 20 %.
Что касается внесенных сведений о прекращении статуса адвоката, то в Красноярском крае и в Омской области наибольшие показатели – соответственно 34 и 38.
Статистические данные о дисциплинарной практике свидетельствуют о том, что в Красноярском крае работа в этом направлении проводится тщательно и взвешенно. Из 50 возбужденных в течение 2011 года в отношении адвокатов дисциплинарных производств, в 44 случаях к адвокатам применены меры дисциплинарной ответственности. Таким образом, можно говорить о высокой результативности этой работы. Для сравнения в Иркутской области в 2011 году возбуждено 175 дисциплинарных производств, вместе с тем, к ответственности привлечено только 37 адвокатов. В Томской области – 83 дисциплинарных производства и 41 мера реагирования. В Забайкальском крае было возбуждено 79 дисциплинарных производств, меры приняты к 31 адвокату и т.д.
Аналогичные выводы можно сделать и по результатам анализа представлений о прекращении статуса адвоката, направленных органами юстиции в Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации. В целом по Сибирскому федеральному округу из 37 представлений был прекращен статус 4 адвокатов. Причем половина решений о прекращении статуса – это решения, принятые Советом Адвокатской палаты края на основании представлений Управления; 2 представления внесено и удовлетворено.
В прошедшем году между Управлением и Адвокатской палатой подписано соглашение о взаимодействии. Это, на наш взгляд, позволит расширить сотрудничество и сделать его более эффективным. Полагаем, что является положительной практика взаимодействия Управления и Адвокатской палаты при рассмотрении вопросов в сфере адвокатуры на заседаниях Координационного совета при Управлении; участии представителей Управления в мероприятиях по повышению квалификации адвокатов; проведении прямых линий с жителями Красноярского края с привлечением СМИ.
Также хорошее взаимодействие между Управлением и Адвокатской палатой отмечено Министерством юстиции: в июне 2011 года в Управлении проведена плановая тематическая проверка, в работе которой принимали участие специалисты профильных департаментов Минюста России.
Говоря о планах работы в 2012 году, являющемуся знаковым для адвокатского сообщества в связи с 10-летием принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», 170-летием со дня рождения известного русского адвоката Федора Никифоровича Плевако, необходимо, на наш взгляд, продолжить совместную работу, уделяя внимание повышению стандартов качества оказываемой адвокатами юридической помощи.
В условиях реформирования российской адвокатуры адвокатское сообщество должно быть готово к предстоящим изменениям, с тем, чтобы соответствовать высоким этическим и профессиональным требованиям, предъявляемым к статусу адвоката.