(391) 277-74-54  (телефон / факс)

Рекомендации по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности и требованиях, предъявляемых к информации об адвокате и адвокатском образовании

 

УТВЕРЖДЕНО

Решением Совета Адвокатской палаты
Красноярского края от 26 октября 2011 года
Протокол № 19/11

Рекомендации по вопросу о допустимости рекламы адвокатской деятельности и требованиях, предъявляемых к информации об адвокате и адвокатском образовании

 

В Совет Адвокатской палаты Красноярского края поступили сведения о размещении некоторыми адвокатами и адвокатскими образованиями на территории г. Красноярска рекламных объявлений о предоставляемых ими услугах путем расклеивания данных объявлений на стенах, входных дверях зданий, заборах, мусоропроводах, мусорных бачках и др.

Рассмотрев указанную информацию, Совет Адвокатской Палаты Красноярского края сообщает следующее. 

 

  1. 1.      Реклама и адвокатская деятельность – не совместимые категории.

1.1. Действующее российское законодательство не содержит прямого запрета «рекламы» адвокатской деятельности, вместе с тем, «реклама» адвокатской деятельности по российскому праву недопустима по следующим основаниям.  

Легальное определение понятия рекламы закреплено в п.1 ст.3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ, в соответствии с которым рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Основной характеристикой рекламы, позволяющей отграничить ее от информации иного рода, является ее цель, а именно – рекламной признается только та информация, которая связана с осуществлением предпринимательской деятельности и направлена на продвижение объекта рекламирования на рынке.

Поскольку в силу прямого указания п.2 ст.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 №63-ФЗ адвокатская деятельность не является предпринимательской, то понятие «рекламы» в смысле, придаваемом ему Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ, к ней не применимо.

 

1.2. Аналогичным образом обстоит дело и с этимологическим значением термина «реклама». Согласно разъяснениям Словаря С.И. Ожегова, реклама представляет собой  в прямом значении - оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей, либо в переносном значении -неумеренное расхваливание чего-либо или кого-либо. В обоих случаях реклама предполагает распространение информации об объекте рекламирования либо в целях создания широкой известности, либо в хвалебных целях, но – указанные цели не согласуются с целями деятельности адвокатуры и противоречат особому правовому статусу последней.

Так, в соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как особый институт гражданского общества, адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный суд РФ, адвокатура, с одной стороны, как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (Определение КС РФ от 01.03.2007 №293-О-О), а с другой – участвует в осуществлении публичных функций государства путем предоставления гражданам и иным лицам квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст.48 Конституции РФ (Определение КС РФ от 15.05.2007 №364-О-О). Данное обстоятельство предопределяет специфику правового положения адвокатуры в целом и каждого конкретного адвоката в частности, поскольку возлагает на них обязанность по исполнению конституционно значимых функций.

В связи с тем, что на адвокатуру Конституцией РФ возложена конституционная обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), государство должно обеспечить гарантии независимости адвокатуры и содействовать ее функционированию (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»). В то же время, такой особый правовой статус накладывает серьезные ограничения и на самого адвоката, как в профессиональном, так и личном плане, что в полной мере проявляется и в вопросе о возможности «рекламы» деятельности адвоката.

 

1.3. Как указал Европейский суд по правам человека в решении по делу Casado Coca v. Spain от 24.02.1994, реклама является одним из способов сообщить о свойствах предлагаемых товаров и услуг. Тем не менее, в некоторых случаях она может быть подвергнута ограничениям, в особенности для того, чтобы предотвратить недобросовестную конкуренцию или появление недостоверной либо вводящей в заблуждение рекламы. В определенных условиях публикация даже объективной, правдивой рекламы может быть ограничена для того, чтобы обеспечить уважение прав других лиц или в связи с особыми обстоятельствами определенных видов деятельности и профессиональных занятий.

С этой точки зрения при решении вопроса об ограничении рекламы адвокатских услуг, по мнению ЕСПЧ, следует принимать во внимание особый характер адвокатской профессии; в своем качестве слуг правосудия адвокаты пользуются исключительным правом участия в суде и иммунитетом от судебного преследования за свои выступления в зале суда; их поведение должно быть поэтому скромным, честным и достойным.

 

В результате, Совет приходит к выводу о том, что реклама деятельности адвоката как в прямом, так и в переносном смысле не соответствует его статусу, снижает доверие общества как к конкретному адвокату, так и к адвокатскому сообществу в целом, поэтому, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на рекламу адвокатских услуг, адвокат должен воздерживаться от совершения подобного рода действий.

Необходимо специально отметить, что речь идет именно об «искусственно» созданной рекламе, а не о получении адвокатом широкой известности вследствие его активной правозащитной деятельности, ведении «громких дел» и т.п. Такое положение может быть объяснено тем, что отношения доверителя к адвокату должны основываться, прежде всего, на личном доверии, на убеждении доверителя, что избранный им адвокат, по своим знаниям и нравственным качествам, способен надлежащим образом обеспечить защиту интересов и прав доверителя; поэтому всякие приемы искусственного привлечения доверителей путем разного рода рекламы, публикаций, рассылки писем с предложением помощи и т.п. не допустимы.  

 

2. Адвокат вправе информировать общественность о себе и своих услугах исключительно путем сообщения информации, предусмотренной ст.17 Кодекса профессиональной этики адвоката, указав в ней в обязательном порядке свои фамилию, имя, отчество, реестровый номер и наименования адвокатского образования и адвокатской палаты субъекта РФ (при желании адвоката), при этом воздерживаясь от использования таких форм, которые явно не соответствуют престижу профессии, в частности, посредством расклеивания объявлений, помещения их на транспортные средства, стены и двери зданий, заборы, мусоропроводы, распространения листовок, рекламных предложений, визиток, открыток, помещения их в почтовые ящики потенциальных доверителей, использования механизма «спам-почты» и т.п. 

2.1. При размещении такой информации адвокатом должны быть соблюдены предусмотренные законодательством требования к ее содержанию и форме.

В соответствии с п.1 ст.17 КПЭА информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:  

1) оценочных характеристик адвоката; 2) отзывов других лиц о работе адвоката; 3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов; 4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды. Анализ приведенных положений п.1 ст.17 КПЭА позволяет выявить неопределенность его содержания, поскольку, не ясно идет ли в нем речь исключительно о конкретном адвокате и адвокатском образовании либо данный пункт распространяется и на любое, в том числе и обезличенное, упоминание о них (например, в объявлениях о предоставлении услуг путем указания на профессию – «адвокат» и номера телефона).

 

2.2. При размещении вышеуказанной информации следует учитывать позицию Совета ФПА, выработанную им в Рекомендациях адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденных Советом ФПА от 21.06.2010 года. Согласно п.7.1 Рекомендаций адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе, независимо от того связана ли такая информация с его профессиональной деятельностью или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации. В силу п.7.2 указанных Рекомендаций информирование о деятельности адвоката и организации, в которой он состоит, допускается в справочных и информационных изданиях, на официальных интернет-сайтах. Информация должна содержать указание на фамилию, имя и отчество адвоката, наименование адвокатского образования, в котором он состоит, реестровый номер и наименование адвокатской палаты. Распространение анонимной информации об адвокате не допускается.

Из приведенного следует, что Совет ФПА придерживается ограничительного толкования положений п.1 ст.17 КПЭА и исключает возможность распространения адвокатом обезличенной информации о нем и о его услугах, поскольку отсутствие указания на ФИО адвоката, его реестрового номера и т.д. означает анонимность соответствующих сведений. В результате, адвокаты не вправе подавать объявления в СМИ о предоставляемых ими услугах либо размещать такую информацию любым иным способом, если такие объявления или информация не содержат ссылки на личные данные адвоката в виде ФИО, реестрового номера, адвокатского образования и адвокатской палаты субъекта РФ.

 

2.3. Помимо требований к содержанию информации, при ее размещении должны быть соблюдены и требования к форме. В ст.17 КПЭА отсутствуют положения, регламентирующие форму распространения информации об адвокате и адвокатском образовании. Вместе с тем, форма подачи информации об адвокате или адвокатском образовании  должна соответствовать положениям п.1 ст.4 КПЭА, в соответствии с которыми адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии. Кроме того, в силу п.4 ст.4 КПЭА в тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или КПЭА, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.

В результате¸ форма размещения сведений не должна умалять честь и достоинство профессии адвоката, а также соответствовать сложившимся в адвокатуре обычаям и традициям, соответствующим общим принципам нравственности в обществе. 


Просмотр фильма в рамках проекта «Адвокатская КиноСреда»

Просмотр фильма в рамках проекта «Адвокатская КиноСреда» 10.07.2024г.

20 июня 2024 года состоялось очередное заседание Совета Адвокатской палаты

20 июня 2024 года состоялось очередное заседание Совета Адвокатской палаты

Поздравляем юбиляров!

Адвокаты, отмечающие юбилейные даты в июле 2024 года

наверх страницы