(391) 277-74-54  (телефон / факс)

Каждое нарушение прав адвокатов должно рассматриваться как чрезвычайное происшествие

Тема второй секции XVI ежегодной конференции ФПА РФ «Адвокатура. Государство. Общество» - «Актуальные вопросы адвокатуры на современном этапе». В мероприятии, которое проходило в дистанционном формате на платформе Zoom, приняли участие представители Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокатских палат регионов, адвокаты. Конференция открылась выступлением президента Федеральной палаты адвокатов РФ Юрия Пилипенко. Вице-президент ФПА РФ, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, первый вице-президент АП г. Москвы Генри Резник посвятил свое выступление работе возглавляемой им Комиссии. В частности, защиту по делу адвоката АП КБР Дианы Ципиновой он назвал высокопрофессиональной, исключительно добросовестной работой, которая приносит свои плоды.

Генри Резник разделил все нарушения прав адвокатов на нарушения их процессуальных прав и неосновательное преследование адвокатов, которое связано с их профессиональной деятельностью. Первую группу нарушений, по его мнению, можно решить путем внесения соответствующих изменений в законодательство. Так, внесенные в 2017 г. поправки в ст. 56 УПК РФ позволили почти полностью прекратить распространенную ранее практику необоснованных вызовов адвокатов на допрос в качестве свидетелей.

В то же время спикер призвал коллег разумно подходить к ситуациям, когда они стали свидетелями преступления. Если сведения, которыми обладает адвокат, не имеют отношения к его профессиональной деятельности, нет оснований упорствовать, отказываясь от допроса в качестве свидетеля. Но даже в случаях, когда эти сведения касаются профессиональной деятельности, к решению не являться на допрос надо подходить взвешенно. Генри Резник привел пример такой ситуации, когда многократный отказ адвоката от допроса в качестве свидетеля обернулся для него привлечением в качестве подозреваемого. «Когда в отношении адвоката подал заявление его клиент, какой-то посредник, который участвовал в заключении соглашения, в таком случае адвокат вправе дать показания в качестве свидетеля для своей защиты», – пояснил председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов.

По данным возглавляемой Генри Резником Комиссии, количество обысков в отношении адвокатов также уменьшается. По прогнозам, оно не превысит в текущем году и 25 случаев на всю страну. В постановлениях о проведении обыска суды, как правило, не указывают, какие предметы подлежат установлению и изъятию, в результате чего нередко изымаются адвокатские досье, которые не имеют отношения к делу, в рамках которого у адвоката проводится обыск. Для борьбы с такими нарушениями большими полномочиями обладают адвокатские палаты регионов, пояснил спикер. Он напомнил, что УПК РФ предусматривает обязательное участие представителя адвокатской палаты при обыске у адвоката, и призвал обжаловать постановления суда о проведении обыска. По его словам, уже есть успешные примеры обжалования, когда вышестоящими судами были отменены постановления суда первой инстанции и зафиксированы нарушения, допущенные при производстве обыска.

«Принцип, по которому должны действовать комиссии по защите прав адвокатов, президенты и советы региональных палат один: нет обращения по своей инициативе – вмешиваться в эти сюжеты с привлечением к уголовной ответственности адвокатов мы не вправе», – подчеркнул вице-президент ФПА РФ. В противном случае, пояснил он, это может причинить вред адвокату.

По словам Генри Резника, сейчас правоохранительными органами отрабатываются новые способы привлечения адвокатов к уголовной ответственности. Один из них – когда адвокату вменяется в вину якобы завышенный гонорар. Этот способ нашел отражение, например, в деле адвоката АП Московской области, председателя МКА «Межрегион» Сергея Юрьева, который обратился за поддержкой в адвокатскую палату. (В связи с делом Юрьева Совет ФПА РФ заявил решительный протест против попыток ревизии одного из основных принципов гражданского права – принципа свободы договора и преследований на этой основе адвокатов, которые честно, разумно и добросовестно исполняют свои профессиональные обязанности; а Комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов подготовила специальное заключение, в котором подчеркивается принцип свободы договора между адвокатом и доверителем при определении размеров оплаты юридической помощи. – Прим. ред.)

Опасность вице-президент ФПА РФ видит и в использовании ст. 294 УК РФ (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования) для привлечения адвокатов к уголовной ответственности. Если прежде считалось, что состав этого преступления образует только непосредственное воздействие на судей и прокуроров, то теперь уголовное дело по указанной статье могут возбудить, например, и за уничтожение доказательств.

Дела, которые оцениваются как знаковые, могут сказаться на практике привлечения адвокатов к ответственности, затрагивают проблемы, значимые для института адвокатуры, ФПА РФ и Комиссия Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов берут на контроль, заверил Генри Резник. Меры поддержки могут быть разными: от заявлений Совета ФПА РФ и заключений Комиссии до оказания помощи в осуществлении защиты.

В частности, по делу адвоката АП КБР Дианы Ципиновой ФПА РФ сочла необходимым включение представителя Федеральной палаты адвокатов РФ – советника ФПА РФ Нвера Гаспаряна непосредственно в защиту. «Я просто могу порадоваться за нашего коллегу, потому что это высокопрофессиональная, исключительно добросовестная работа и она приносит свои плоды», – сказал Генри Резник, перечислив основные успехи защиты по делу адвоката Дианы Ципиновой.

По мнению Генри Резника, в настоящее время созрели условия для того, чтобы каждое нарушение прав адвокатов рассматривалось как чрезвычайное происшествие.

«Я полагаю, мы выполняем в нашей Комиссии по защите прав адвокатов ту миссию, которая на нас возложена», – завершил свою речь вице-президент ФПА РФ.

Советник ФПА РФ, член Совета АП Ставропольского края Нвер Гаспарян подробно рассказал о защите по уголовному делу в отношении адвоката АП КБР Дианы Ципиновой. Он обратил внимание, что в новейшей истории российской адвокатуры этот случай – вопиющий. Диану Ципинову не пускали в отдел полиции УВД Урванского района Кабардино-Балкарской Республики, когда она вместе с двумя коллегами в ночное время пыталась попасть к своему подзащитному, а затем к ней и двум другим женщинам-адвокатам применили насилие. В результате Диане Ципиновой были нанесены телесные повреждения средней тяжести, а ее коллегам – побои. Затем она была задержана, закована в наручники и находилась в УВД без составления протокола до прибытия сотрудников УСБ КБР. Впоследствии в отношении Дианы Ципиновой было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение в отношении представителя власти насилия, не опасного для жизни и здоровья).

Нвер Гаспарян сообщил, что следователь и прокурор требовали избрания в отношении Дианы Ципиновой меры пресечения в виде заключения под стражу, однако защите удалось добиться применения более мягкой меры – в виде запрета определенных действий, которая в дальнейшем была обжалована и отменена. Кроме того, Верховный Суд КБР признал незаконным постановление районного суда, которым Диана Ципинова была привлечена к административной ответственности.

Как рассказал Нвер Гаспарян, благодаря приложенным им и его коллегами усилиям уголовное дело было изъято из производства Следственного управления КБР и передано в Главное следственное управление Северо-Кавказского федерального округа. Однако, по его словам, надежда на объективное и справедливое рассмотрение уголовного дела в другом следственном органе практически утрачена, поскольку все подаваемые жалобы остаются без рассмотрения. «Следует понимать, что красной нитью по данному делу проходит не противостояние адвокатов и правоохранителей, а обеспечение осуществления права на получение квалифицированной юридической помощи и права на осуществление профессиональной деятельности адвоката, которое было поставлено под угрозу», – подчеркнул Нвер Гаспарян.

По его мнению, необходимы более существенные усилия адвокатского сообщества, для того чтобы обратить внимание руководства Следственного комитета России и руководства Генеральной прокуратуры на то, что в действиях северокавказских следственных органов нет объективности. «Если допустить осуждение Дианы Ципиновой, то завтра любой сотрудник полиции может счесть возможным применять насилие в отношении адвокатов. Такой тенденции мы не должны допустить», – сказал Нвер Гаспарян. По его словам, для того чтобы добиться прекращения данного уголовного дела, необходима помощь всего адвокатского сообщества.

* * *

Вопросы защиты прав адвокатов в своем выступлении затронул также директор Института адвокатуры АП Республики Башкортостан Айдар Хазиев, отметив, что опыт работы федеральным судьей, прокурором дает ему возможность подойти к обсуждаемым вопросам и с другой стороны. «Было сказано, что нет объективности в Северо-Кавказском регионе. По-моему, ее нет в целом. Об этом говорит в том числе статистика Верховного Суда РФ по оправдательным приговорам по итогам 2018 г. – 0,5%, – заметил он. – Хотелось бы надеяться, что со временем у нас будет, как у англичан, – хочешь стать судьей, научись сначала защищать права граждан. Это отражает отношение государства к институту адвокатуры. Но многое зависит и от нас самих».

Айдар Хазиев согласился с мнением Генри Резника, что каждое нарушение прав адвоката должно восприниматься как чрезвычайное происшествие, добавив, что такие нарушения, к сожалению, есть и в Республике Башкортостан (например, незаконный обыск у адвоката, вызов адвоката на допрос в качестве свидетеля). Однако при этом, по его словам, «нужно понимать и другую сторону. Так, необходимо выстраивать нормальные взаимоотношения с прокуратурой и судом. В случае, например, очевидности вины доверителя, когда, так сказать, «поймали за руку», пытаться доказывать, что это не рука доверителя, наверное, не совсем правильно и даже незаконно. В таких случаях больше вреда причиняется нашим доверителям».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Сергей Гусев, Светлана Рогоцкая, Анна Стороженко

ИСТОЧНИК


наверх страницы