15 июля с в режиме видео-конференц-связи состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ с участием вице-президентов ряда региональных адвокатских палат
Совет ФПА РФ обсудил актуальные для российской адвокатуры вопросы, проблемы применения института адвокатского запроса, ситуацию в Палате адвокатов Республики Алтай, установление адвокатскими палатами размеров вознаграждения за оказание юридической помощи по соглашению, возможности участия адвокатов в тендерах на оказание юридической помощи и по итогам обсуждения принял ряд решений. Согласно решению Совета ФПА РФ, принятому в связи с ситуацией в ПА Республики Алтай, совет адвокатской палаты, являясь коллегиальным исполнительным органом палаты, вправе своим решением досрочно прекратить полномочия президента палаты в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей и решений совета. Совет ФПА РФ образовал рабочую группу для подготовки изменений в законодательство, обеспечивающих участие адвокатских образований в качестве специального субъекта при участии в тендерах на оказание юридической помощи. Кроме того, решено собрать в адвокатских палатах сведения о принятых ими актах, устанавливающих минимальные рекомендованные размеры вознаграждения за оказание юридической помощи по соглашению.
В зале заседаний Совета ФПА РФ находились президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президенты ФПА РФ Геннадий Шаров, Алексей Галоганов, Михаил Толчеев, Владислав Гриб, президент АП г. Москвы Игорь Поляков, исполнительный директор ФПА РФ – секретарь Совета ФПА РФ Оксана Сергеева.
Открывая заседание, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко акцентировал внимание на двух актуальных вопросах, затрагивающих адвокатское сообщество.
Первый вопрос связан с грубым нарушением прав адвокатов в Кабардино-Балкарской Республике. По словам Юрия Пилипенко, данная ситуация стала темой обсуждения в Федеральной палате адвокатов РФ ввиду повышенного внимания к ней со стороны СМИ и адвокатского сообщества. Кроме того, участники данного инцидента вели видеосъемку на мобильные телефоны и выложили видеозаписи в социальных сетях, что вызвало еще больший резонанс.
Президент ФПА РФ отметил, что кабардино-балкарские адвокаты не были допущены к своему подзащитному, который также является адвокатом, и подверглись насилию со стороны сотрудников полиции, при этом в отношении одного из этих адвокатов также возбуждено уголовное дело. Он сообщил, что от Федеральной палаты адвокатов РФ в качестве защитника в процессе участвует советник ФПА РФ, член Совета АП Ставропольского края Нвер Гаспарян, со стороны Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов защиту курирует председатель Комиссии, вице-президент ФПА РФ Генри Резник. Юрий Пилипенко выразил благодарность вице-президенту ФПА РФ Светлане Володиной в связи с ее активным участием в организации подготовки заключений специалистов для защиты по делам, возбужденным в отношении кабардино-балкарских адвокатов.
Вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев добавил, что заявления адвокатов о возбуждении в отношении сотрудников полиции уголовного дела не рассмотрены, а приобщены к материалам уголовных дел в отношении самих адвокатов. Вынесены постановления об отказе в удовлетворении поданных защитой жалоб на постановления о возбуждении уголовных дел, которые, по мнению защиты, подлежат прекращению. «Расследование проводится достаточно предвзято», – констатировал Михаил Толчеев, назвав эту ситуацию, демонстрирующую нарушения прав адвокатов и граждан, к которым по нескольку часов, вопреки нормам Конституции РФ и УПК РФ, не допускают адвоката, «точкой бифуркации». По его словам, «это вопрос общефедерального значения: будет ли позволено нарушать закон лицам, осуществляющим уголовное преследование, исходя из соображений целесообразности или каких-то еще, или же действительно виновные будут наказаны? От того, как решится этот вопрос, во многом зависит будущее адвокатуры России».
Второй вопрос, на котором остановился Юрий Пилипенко, – возбуждение президентом ФПА РФ по представлению вице-президентов ФПА РФ дисциплинарных производств в отношении адвоката АП Республики Северная Осетия – Алания Эльмана Пашаева и адвоката АП г. Москвы Александра Добровинского. Юрий Пилипенко напомнил, что в соответствии с п. 1.1 ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката президенту ФПА РФ предоставлены полномочия по возбуждению дисциплинарных производств, однако таким правом он пользуется очень редко. По его словам, ситуация с поведением адвокатов Эльмана Пашаева и Александра Добровинского в связи с расследованием ДТП с участием актера Михаила Ефремова стала одной из немногих, в которых президенту ФПА РФ необходимо было воспользоваться данным полномочием.
Юрий Пилипенко подчеркнул, что возбуждение дисциплинарных производств в отношении адвокатов Эльмана Пашаева и Александра Добровинского связано с необходимостью напомнить адвокатам об азах адвокатской профессии и принципах, которым необходимо следовать.
Применение института адвокатского запроса
Совет ФПА РФ рассмотрел проект ответа на обращение заместителя начальника Следственного департамента МВД РФ генерал-майора юстиции Олега Даньшина о пределах возможного использования адвокатами права на адвокатский запрос. Основанием для этого обращения стали поступающие в органы предварительного следствия территориальных органов МВД России адвокатские запросы о предоставлении информации, которая, по мнению автора запроса, может представлять собой данные о проводимом расследовании.
Предваряя обсуждение, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил необходимость исходить из презумпции добросовестности и добропорядочности адвокатов, пока в рамках дисциплинарного производства не доказано иное.
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров изложил суть письма, подготовленного в ответ на запрос заместителя начальника Следственного департамента МВД РФ.
В ответе указано, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат «вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти и иных организаций». Законодатель предусмотрел только два ограничения при определении круга сведений, которые адвокат вправе собирать путем использования права на адвокатский запрос при оказании доверителю квалифицированной юридической помощи. Это касается, во-первых, информации с ограниченным доступом и, во-вторых, сведений с особым порядком их предоставления.
В то же время в письме содержится ссылка на Решение Совета ФПА РФ от 24 сентября 2019 г. (протокол № 5) о допустимых способах реализации адвокатом права на обращение с запросом о предоставлении документов и фактических сведений. Этот внутренний документ адвокатского сообщества направлен, в первую очередь, «на недопустимость получения с помощью адвокатских запросов мнений адресатов запросов по толкованию ими правовых норм, а также использования адвокатских запросов для фактического обжалования процессуальных решений уполномоченных органов».
«Цель, для которой адвокат истребует информацию с помощью адвокатского запроса, известна только самому адвокату и его подзащитному. Любая информация может быть использована как доказательство, обосновывающее позицию защиты. По формальным признакам адресата и существа поставленного адвокатом вопроса невозможно опровергнуть цель собирания адвокатом доказательств для обоснования правовой позиции по делу», – отмечается в письме.
В обсуждении приняли участие президент АП Костромской области Николай Жаров, президент АП Астраханской области Валентина Малиновская, вице-президент ФПА РФ Генри Резник, президент АП Воронежской области Олег Баулин, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, член Совета ФПА РФ Андрей Яковлев, вице-президент ФПА РФ Алексей Галоганов.
По итогам обсуждения Совет ФПА РФ утвердил предложенный проект ответа на обращение заместителя начальника Следственного департамента МВД РФ.
Ситуация в Палате адвокатов Республики Алтай
Вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев стал докладчиком по вопросу повестки дня о ситуации в Палате адвокатов Республики Алтай (далее – ПАРА). Там избранный Советом президент, который от имени Совета палаты должен представлять ее в отношениях с третьими лицами, подал общегражданский иск к самой палате, требуя отменить решение Общего собрания адвокатов Республики Алтай. При этом решением Совета ПАРА президенту предложено приостановить полномочия на время судебного спора с целью исключения очевидного конфликта интересов. Однако Александр Ганжа отказался исполнять указанное решение Совета палаты.
В обсуждении вопроса приняли участие вице-президент ФПА РФ Ирина Кривоколеско, президент АП г. Москвы Игорь Поляков, президент АП Воронежской области Олег Баулин, вице-президент ФПА РФ Генри Резник, вице-президент ФПА РФ Николай Рогачев, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президент ФПА РФ Валерий Анисимов, президент АП Костромской области Николай Жаров, президент ФПА РФ Юрий Пилипенко.
В решении, принятом в связи с ситуацией, сложившейся в Палате адвокатов Республики Алтай, Совет ФПА РФ, не ставя под сомнение право членов корпорации на судебное оспаривание решений, принятых органами адвокатской палаты, вместе с тем отметил наличие существенного конфликта интересов в случае такого оспаривания адвокатом, одновременно являющимся действующим президентом палаты. По мнению Совета ФПА РФ, судебное оспаривание решений Общего собрания адвокатов Республики Алтай не совместимо с одновременным сохранением статуса действующего президента палаты. Кроме того, это является нарушением требований Закона, предъявляемых к президенту адвокатской палаты субъекта РФ. По мнению Совета ФПА РФ, подобные действия адвоката, на которого возложены полномочия президента палаты, не могут расцениваться как честное, разумное, добросовестное, квалифицированное, принципиальное и своевременное исполнение профессиональных обязанностей. Согласно решению Совета ФПА РФ, Совет ПАРА должен рассмотреть вопрос о прекращении полномочий Александра Ганжи в качестве президента ПАРА и избрать нового президента палаты.
Место допуска к сдаче квалификационного экзамена
Вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров представил на рассмотрение Совета ФПА РФ решения Комиссии ФПА РФ по согласованию места допуска к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката. По его словам, за период между заседаниями Совета ФПА РФ было подано 42 заявления по согласованию места допуска к сдаче квалификационного экзамена, 11 из них возвращены заявителям, по 31 заявлению Комиссией приняты положительные решения. Совет ФПА РФ утвердил решения Комиссии, согласовавшей 31 заявление претендентов о месте допуска к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката.
Региональные правила
Совет ФПА РФ утвердил новую редакцию Правил АП Вологодской области по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденного решением Совета ФПА РФ от 15 марта 2019 г. Как пояснила исполнительный директор ФПА РФ – секретарь Совета ФПА РФ Оксана Сергеева, подготовка новой редакции связана с введением в АП Вологодской области автоматизированной системы распределения дел по назначению.
Размеры вознаграждения адвокатов
Члены Совета ФПА РФ обменялись мнениями по вопросу об утверждении адвокатскими палатами рекомендуемых минимальных размеров вознаграждения адвокатов на основании соглашения об оказании юридической помощи. В обсуждении приняли участие президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президент ФПА РФ Генри Резник, вице-президент ФПА РФ Николай Рогачев, президент АП Воронежской области Олег Баулин.
Было отмечено наличие серьезной проблемы, связанной с возникшей в последние два года тенденцией к возбуждению в отношении адвокатов, занимающихся юридическим сопровождением деятельности корпораций с государственным участием, уголовных дел в связи с якобы завышенными гонорарами. В обоснование обвинений по таким делам приводятся в том числе рекомендуемые региональными адвокатскими палатами минимальные размеры вознаграждения. Вместе с тем, практика принятия палатами подобных решений обусловлена объективными причинами – необходимостью прекращения недобросовестной конкуренции между адвокатами (демпинга) и возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах (в качестве ориентира суды могут использовать рекомендуемые палатами ставки, что препятствует чрезмерному занижению взыскиваемых сумм).
Президент ФПА РФ отметил, что решения о минимальных ставках вознаграждения за оказание тех или иных видов юридической помощи были приняты рядом палат еще до возникновения ситуации, когда адвокатов начали привлекать к уголовной ответственности за якобы завышенные гонорары со ссылками на данные решения. Напомнив о громких делах в отношении Игоря Третьякова, Сергея Юрьева, Дины Кибец и Александра Сливко, он сообщил, что сейчас еще ряд адвокатов не по своей поле посещают Следственный комитет, где рассматриваются вопросы об оказании юридической помощи государственным корпорациям. Также Юрий Пилипенко напомнил о правовой позиции ФПА РФ от 20 января 2020 г. об исследовании на предмет «рыночной стоимости» юридической помощи. (В документе подчеркивается, что согласно ст. 421 ГК РФ участники гражданского оборота свободны в заключении договора и определении его условий, поскольку иное прямо не предусмотрено императивными требованиями закона; в связи с этим любые условия договора, заключенного в результате свободного волеизъявления дееспособных участников гражданского оборота, должны, безусловно, презюмироваться рыночными, полностью отвечающими конкретным требованиям жизненной ситуации. – Прим. ред.).
Совет ФПА РФ решил пока не открывать дискуссию по этому вопросу, а собрать в адвокатских палатах сведения о принятых ими актах, устанавливающих минимальные рекомендованные размеры вознаграждения за оказание юридической помощи по соглашению.
Участие адвокатов в тендерах на оказание юридической помощи
Член Совета ФПА РФ Андрей Яковлев привлек внимание к проблеме, связанной с тем, что адвокаты и адвокатские образования лишены возможности участвовать в конкурсах на заключение договоров об оказании юридической помощи государственным и муниципальным организациям, поскольку не отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства и не включены в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций. Для решения проблемы он предложил, в частности, внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» в части выделения адвокатских образований в качестве специального субъекта при приобретении юридической помощи наравне с субъектами малого и среднего бизнеса либо социально ориентированными некоммерческими образованиями.
В обсуждении приняли участие президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб, президент АП Воронежской области Олег Баулин, вице-президент ФПА РФ Генри Резник, вице-президент ФПА РФ Николай Рогачев.
По итогам обсуждения Совет ФПА РФ принял решение образовать рабочую группу для подготовки изменений в указанные законы, обеспечивающих участие адвокатских образований в качестве специального субъекта при участии в тендерах на оказание юридической помощи, в составе: Андрей Яковлев, Олег Баулин, Владислав Гриб.
Мария Петелина, Константин Катанян, Светлана Рогоцкая